Follow the news:

Pavel Rostovtsev: “There is one big advantage in sport – you can prove your words with your results”

Pavel Rostovtsev fit into the coaching staff so quickly, that almost nobody remembers that only 6 months ago he changed an official suit for a coach's equipment of the national team. And this change is not the only one in the life of the three-time world champion and Olympics prize-winner ahead of his 40–years jubilee, which he celebrated at the Russian summer championship in Ufa. Maria Baydina talked to the former functionary, and the present women team's coach about his coaching career, management's status, second marriage and felt that the Rostovtsev's comeback to the national team concurred with a beginning of a new life.

— Did you celebrate your jubilee?

— No

— Why?

— We had enough of different events. I decided that it was enough of celebrations.

— Is it your constant attitude to holidays or you just did not have time to think about it?

— It is because of my work. I forgot about this date. We were standing at the shooting range and someone told me that the next day would be 21st of September. The next morning I told Pichler that it was my birthday. He was very surprised. But I did not have any celebration in my plans.

— Is it because men should celebrate their 40th birthday?

— No, it just was not appropriate. The Russian championship demands a full concentration on the work. Any celebration is just a waste of our strengths, emotional at the first place. We understood that this competition was selective and because of that the tension was high. In Ufa we had the first results of the pre-season training's first part. That is why not only the sportsmen worried, but also the coaches.

— Pavel Alexandrovich, before your 40th birthday your life changed a lot in a professional and in a private ways. In the beginning of the summer you left you functionary's job for coaching, in the end of the summer you got married. Do you feel that you passed some kind of a range and have a second wind?

— Yes, I do. Everything what does not kill us, makes us stronger. No matter what happens we cannot lose our hearts. Things happen, I am happy now. With Olya we planned to get married long ago. But in the summer, my kids were away, then I did not have a time. In the pause between the training camps in Ruhpolding and Tyumen we had our wedding.

— You went through your first wife's death very hardly…

— I went through this and do not want to talk about it. It was very important for me that my children agreed with my new marriage. They were really happy when I suggested that Olga would live with us. Most of all because of Olya I made this decision to change the work. I realized that I had a person, who can stay at home with children when I am away for training camps and competitions. She supported me strongly.

0024292940C188638C80

— Did you have this wish to change your carries' path earlier?

— I believe my work in Krashoyarsk was very interesting. I cannot say, that to be a functionary is a pure happiness. A position of the plenipotentiary of the Krasoyarsk krai's governor has the same status as ministers. I was doing great in Krasnoyarsk. That is why when I got an invitation to join a coaching staff from the RBU I had to discuss this at first with a governor Lev Vladimirovich Kuznetsov. I was a member of the managing team and just did not have a right to leave it without asking. The governor and my family supported me that is why I made this decision.

— Looking at your carrier's path, one can say that for several years you swam in the wrong place, and now you are getting back to the right environment. Do you also have this feeling?

— No, I believe that I have had a priceless experience. For the last 5 years I had an excellent school. In Tyumen I talked to my former colleagues Viktor Maigurov and Pavel Vavilov. Pavel said that I was under the hard experiment. In November 2006 I was still training and in four days my assistant brought me a file of 50–santimiters high and told me: «Pavel Alexandrovich, this is the mail you need to work through.» It was hard to turn from a sportsman into a functionary that quickly. But I had a priceless experience.

— I know that during your work as a sports functionary in Krasnoyarsk, there were different unpleasant episodes. Some people fought against you and coolly pressed you out of the system.

— Of course, there were lots of things. Some people come to your office and tell you, that from 9 till 18 there are one decision makers, and after 18 - others. They told me that I had family and why did I need it to behave in such a way with a football club. I had direct threats, my deputy's car was burned, and the tires of my car were flattened. Today I smile, but that time was very interesting. The governor set me a task to make all the budgets of all the region's clubs clear and transparent. It was a great experience, such situation train you.

004AC2D19D622B7468A0

— There was a time when you were making the sports' system of the whole region working. Thinking in a functionary's logic you had a downshifting. Now you are one of those, who get the tasks and who are being managed.

— I do not think so. There are some moments, when you status does not mean everything. I understand that a successful performance at the Olympics in Sochi means more than my successful management in Krasnoyarsk. If we consider it from the country's perspective, then it perhaps is my task — to add something to the preparation for the Olympics. Moreover, the sports' management needs me. We have the common interests, and I can take this challenge.

— Where is it more interesting?

— It is everywhere. There are plusses and minuses everywhere. I can think that my previous job was a preparation to my present job. Perhaps I must use all my skills to help the Russian sport and biathlon.

— Some of the Russian coaching staff perceived a Picler's invitation in an adequate way. They were really against the invitation of the foreigner specialist.

— Everyone has the right to have his own opinion. I am not going to argue about this with anyone. The management made this decision. And this decision should be realized. There is a one big advantage in sport — you can prove your words with your results.

— Will we have a result?

— The season begins soon.

— Were you afraid of working with Wolfgang?

— Absolutely no.

— What feelings did you have? Respect?

— Yes, and understanding of my personal tasks. It was hard to imagine how we would communicate. Was my German's level enough to become a bridge between the coaching staff and the sportsmen? Only this thought disturbed me. In all the other perspectives I believed and later proved my thoughts that Wolfgang is a specialist of the high class. It is my pleasure to work with him. I discovered many of his new sides. For example, he is a very systemic person. He built everything right in a team. I can say frankly, that it is very comfortable and interesting to work with Wolfgang in the one team.

— Do you record hid coaching plans?

— I know that there is an agreement that these plans are a property of Wolfgang and the RBU. But it is really his property and his capital. But of course I have all information regarding training of the women team. But one needs to understand that to have plans it is not everything. Sportsmen need to work according to this plan, and the timely corrections are very important. These two things are the most important skills in our profession. Being a coach you need to have a huge experience and charisma to turn the paper plans into results.

00355E87BA7A6EB89E40

— In the women team you are a shooting coach or an assistant coach?

— I think that I am more of an assistant coach. In plans everyone has his own field of work. But all these formal things do not bother me. But I really pay a lot of attention to the work at the shooting range, including patrons' and rifles' selection. But this is my know-how.

— Do you suggest anything to Pichler?

— Of course, and not only I but all coaches. We gather before the each training day for a short set up. We make decisions all together.

— I mean not the local situation of just one day, but the global suggestions.

— It happened. He enjoys having other opinions for discussion. Bu Wolfgang is not fast in making decisions. And this is great. We need to talk it over, think about it and only then make decisions. All the questions we discuss in the evening. It is impossible to make decisions during the training sessions. You need to be concentrated fully. Do you know, what was the most vivid impression from our first joint work at the May's training camp? For all of our suggestion, we had a lot of them in the beginning, Pichler always told: «We need to think about it calmly and then discuss.» I liked this approach. And now, sometimes when we discuss serious things with my family we also say these words.

— The last question. Many people waited for the Russian championship as a confrontation between teams A and B, Pichler's team and others.

— Absolutely no. There is no confrontation. We cooperate with the team B. We cannot say that we fight against each other. The team A was formed from the best sportsmen. That is why the team A should be stronger than everybody else. The results that we have today reflect the reality. This means that we are on target.

Maria Baydina for Biathlonrus.com

Следите за новостями:

Павел Ростовцев: «В спорте есть одно большое преимущество – свою правоту можно доказать результатом»

Павел Ростовцев так быстро вписался в тренерский штаб, что сейчас уже почти никто не вспоминает — он сменил строгий деловой костюм на экипировку тренера сборной России всего полгода назад. И это не единственное кардинальное изменение в жизни трехкратного чемпиона мира и призера Олимпийских игр накануне 40–летия, которое Ростовцев отметил на тренерской бирже в Уфе. Мария Байдина поговорила с бывшим функционером, а ныне тренером женской сборной, о тренерской деятельности, управленческом статусе и втором браке, и ощутила, что возвращение в сборную совпало у Ростовцева с началом новой жизни.

— Сорокалетие отметили?

— Нет.

— Почему?

— И так было много событий разных, поэтому решил, что хватит уже отмечать.

— У вас такое отношение к праздникам в принципе или были в работе и некогда было думать?

— На самом деле в работе — я даже забыл про дату. Стояли на рубеже и кто-то сказал, что завтра 21–е сентября, тогда я и задумался. Вольфгангу утром 21–го сказал, что у меня день рождения — он был очень удивлен. Но в моих планах отмечания 40–летия не было.

— Это то самое странное предубеждение, согласно которому мужчины не отмечают 40–летие?

— Да не тот формат был, чтобы отмечать день рождения. Чемпионат России требует концентрации на работе, а любой праздник — это расходование сил, прежде всего эмоциональных. Ведь мы понимали, что эти соревнования отборочные и будут напряженными. В Уфе подводился итог первой части подготовительного периода, поэтому, конечно, волнение присутствовало не только у спортсменов, но и у тренеров.

— Павел Александрович, накануне 40–летия ваша жизнь кардинально изменилась как в профессиональном плане, так и в личном. В начале лета вы ушли из функционеров в тренеры, в конце лета — женились. Ощущаете, что прошли какой-то рубеж и открылось второе дыхание?

— Да, ощущаю. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Что бы не происходило, не нужно вешать нос. Изменения происходят, и я счастлив. С Олей мы давно планировали расписаться. Но летом деток не было в Красноярске, дальше у меня не было возможности. В перерыве между сборами в Рупольдинге и Тюмени мы сыграли свадьбу.

— Вы очень тяжело переживали, когда ваша первая супруга ушла из жизни…

— Я пережил это, и не хочу об этом говорить. Для меня было очень важно, что дети сами согласились, чтобы мы с Олей поженились. Они были очень рады, когда я им предложил, что Оля будет жить с нами. В августе мы вместе ездили на море, потом вчетвером с сыновьями и Олей ездили в Зальцбург. Гуляли как-то там по старому городу, а у Артема настроение переменчивое — вот он и устал немного и закапризничал. И вдруг ни с того ни с сего заявил — «А я не хочу, чтобы вы женились!» Надо было видеть в этот момент Сашу, он так испугался, зашикал на Тему и уверенно произнес: «Папа, Оля, вы его не слушайте! Я с ним договорюсь!» (улыбается) Во многом потому что в моей жизни появилась Оля, я принял решение о смене работы. Я понял, что есть человек, который может остаться с детьми, когда я буду на сборах и соревнованиях. Она очень сильно поддержала меня.

0024292940C188638C80

— Профессионально изменить направление в карьере желание появилось у вас давно?

— Считаю, что в Красноярске я работал на очень интересном направлении, и это мне нравилось. Не скажу, что быть чиновником — сладкий мед. Последнее время моя работа заключалась во взаимодействии с Муниципалитетами, органами местного самоуправления. Это была очень интересная и статусная работа. Должность полпреда губернатора Красноярского края — по статусу это уровень министра. Так что в Красноярском крае у меня все было хорошо. Поэтому когда мне поступило предложение СБР войти в тренерскую команду, в первую очередь я обсудил решение с Губернатором края Львом Владимировичем Кузнецовым. Я был частью команды управленцев Красноярского края и просто не имел права уходить не спросив. Поддержали губернатор, семья, поэтому решение и состоялось.

— Сейчас, глядя на то, как складывается профессиональная жизнь, создается впечатление, что вы на какие-то несколько лет заплыли не туда, а сейчас возвращаетесь в свою среду. Есть у вас самого такое впечатление?

— Нет, это был бесценный опыт и очень хорошая школа, которую я прошел за пять лет, находясь это время на государственной службе. Сейчас были в Тюмени и общались со своими бывшими коллегами по сборной — с Виктором Майгуровым и Павлом Вавиловым. Павел тогда сказал, что надо мной провели такой «жесткий» эксперимент. В ноябре 2006 года я еще делал повторную тренировку, а через четыре дня мне секретарь приносит в кабинет папку толщиной сантиметров 50 со словами «Пал Саныч — это почта, которую вам сейчас надо расписать». В один момент превратиться из спортсмена в управленца было очень тяжело, но опыт я приобрел бесценный.

— Часто бывает, когда люди становятся функционерами, они перестают творить и разучиваются делать простую человеческую работу…

— Я так не считаю. Мне сложно оценивать свою работу на прежней должности, но недавно у меня был любопытный эпизод, связанный с предыдущей работой — летом приезжал в Красноярск, созванивался с главами Муниципальных образований, с которыми раньше контактировал. Для меня было приятной неожиданностью, когда один из них, будучи в отпуске, предложил встретиться. Мы договорились попить вечером кофе и подумали, что можно пригласить еще кого-нибудь из коллег. Так вот на ту встречу приехали все главы Муниципальных образований, кто в тот день был в Красноярске и мы очень душевно пообщались. Для меня это было очень важно — некий показатель искренности, показатель того, что человеческие отношения у меня были в работе.

— Я знаю, что когда вы еще работали спортивным функционером в крае, случались разные неприятные эпизоды — боролись с вами очень хладнокровно и выдавливали из системы.

— Конечно. Бывало всякое. Когда тебе в кабинет приходят и говорят, что с 9 до 18 часов одни люди принимают решения, а с 18 - другие. Говорили, что у меня есть семья и зачем мне это надо так себя вести с футбольным клубом. Шли прямые угрозы, у моего заместителя сжигали машину, мне прокалывали колеса. Сейчас это вызывает улыбку, но время, когда наводился порядок в игровых видах спорта в Красноярске, было очень интересным. Губернатор края Александр Геннадиевич Хлопонин поставил мне задачу разобраться досконально во всех сметах и бюджетах клубов. Это была очень сложная штука — во многих клубах люди жили по понятиям. И сегодня я могу радоваться успехам красноярских клубов со знанием выполненного дела. Был очень рад, кода баскетбольный «Енисей» неожиданно для многих, но только не для меня, начал прогрессировать. Команда «Енисей» по хоккею с мячом показывает результат, а ведь и здесь мы проделали огромную работу. По поручению губернатора я лично беседовал с нашими ведущими хоккеистами, чтобы они вернулись в Красноярский край. Я старался убедить ребят, что на этот раз все будет иначе, что времена сменились и обещания будут сдержаны. Тот же футбольный «Енисей» сегодня уверенно играет в первой лиге, хотя смена менеджмента клуба давалась тяжело. Потому что те люди обладали определенным ресурсом, в том числе финансовым. Один журналист подходил ко мне на пресс-конференции и признавался, что поддерживает мои начинания, но говорил, что все равно в прессе будет меня «мочить». Бог им судья. Людям платились деньги, за что они занимали нужную позицию. Что ж, и это тоже опыт, такие ситуации очень сильно закаляют.

004AC2D19D622B7468A0

— В свое время вы наводили порядок в спортивной системе целого края. По логике функционерской, сейчас на понижение пошли — теперь вы один из тех, кем руководят и перед кем ставят задачи.

— Я так не считаю. Все-таки есть определенные вещи, когда статус значит не все. По крайней мере я так считаю. Я понимаю, что сегодня, если глобально мыслить для нашего общества, успешное выступление на Олимпиаде в Сочи значит больше, чем мое успешное управление в Красноярском крае. Если говорить о государственных мерках, то, возможно, это и есть моя задача — вложиться самому в подготовку к Олимпиаде. Тем более, что спортивное руководство в тебе нуждается. И если интересы совпадают, значит, ты принимаешь вызов.

— А где вам интересней?

— Везде интересно. Везде есть и свои плюсы, и свои минусы. Если философски рассуждать, то вся предыдущая работа, возможно, была подготовкой к тому, чтоб сейчас я смог реализовать все свои умения и навыки на благо российского спорта, российского биатлона.

— Некоторая часть российского тренерского сообщества приглашение Пихлера восприняла довольно неадекватно — ваши коллеги всерьез возмущались из-за того, что в сборную пригласили иностранного специалиста.

— У каждого человека есть право высказать свое мнение. Я не собираюсь никого ни в чем переубеждать. Решение принято руководством и эти решения должны выполняться, а не обсуждаться. В спорте есть одно большое преимущество — свою правоту можно доказать результатом.

— А результат будет?

— Сезон уже скоро.

— Скажите честно — вы побаивались идти работать с Вольфгангом?

— Абсолютно нет.

— Что в вас при этом преобладало? Уважение? почтение?

— И то, и другое, и понимание собственных задач. Конечно, сложно было представить нашу коммуникацию. Хватит ли моего немецкого языка для того, чтобы стать мостиком между тренерским штабом и спортсменками. Только эта мысль тревожила, в остальном я считал и теперь убедился, что это специалист высочайшего уровня и с ним очень приятно работать. Для себя я открыл много новых его сторон — он, например, очень системный человек. Он все очень грамотно и тонко выстроил в команде. Могу сказать честно, что мне с Вольфгангом очень интересно и комфортно работать.

— Вы записываете его тренерские планы?
 — Я знаю, что есть договоренности, что это собственность Вольфганга и Союза биатлонистов России. Это ведь действительно его собственность, его капитал. Но, конечно же, вся информация по тренировкам сборной России у меня есть. Только вы поймите, что иметь планы — это далеко не все. Их выполнение и своевременная корректировка и является основным искусством в нашей профессии. В тренерском деле, наверное, как в никакой другой профессии, нужно самому обладать огромным опытом и харизмой, чтобы превратить в результат написанные на бумаге планы.

00355E87BA7A6EB89E40

— В тренерском штабе женской команды вы все-таки тренер по стрельбе или помощник главного тренера?

— Я считаю себя помощником. В наших устойчивых классификациях есть тренер по функциональной подготовке, тренер по стрельбе. На бумаге, конечно, надо каждому определить участок работы. Меня эти формулировки совершенно не беспокоят. Но, действительно, я при этом очень много внимания уделяю работе на стрельбище. Это касается и подбора патронов, и подборки оружия. Но это уже мое ноу-хау.

— Вы лично что-то Пихлеру предлагаете?
 — Конечно. И не только я, а все тренеры. Перед каждым тренировочным днем мы собираемся на короткую установку. Все вместе принимаем решения.

— Я имею ввиду не локальную ситуацию одного дня, а глобальные предложения.

— Бывало. Он с удовольствием принимает мысли для обсуждения, но при этом Вольфганг ни одного решения с колен не принимает. И это здорово. Нужно переговорить, обсудить, мысль немножко отлежится и дальше принимается решение. Все такие вопросы мы обсуждаем вечером, потому что во время тренировки это невозможно сделать, здесь нужно быть сконцентрированным. Вы знаете, какое самое яркое впечатление было от нашей первой совместной работы на майском сборе? На любые предложения, которых поначалу было очень много, он постоянно повторял: «Мы должны спокойно подумать и потом обсудить». Мне очень понравился этот его подход — у меня даже в семье теперь так говорят иногда, когда мы обсуждаем важные вещи.

— До старта сезона чуть больше месяца. Хочется услышать что-то обнадеживающее, но с вашей дипломатичностью даже спрашивать не буду…

— А вы уже спросили и я ответил, что сезон уже скоро. Все сами увидите (улыбается).

— Ок, тогда другой последний вопрос. Уже ощутили на себе пресс в Уфе- многие ждали чемпионата России с подтекстом противостояния команд «А» и «Б», противостояния сборной Пихлера и всех остальных.

— Абсолютно нет. Потому что в нашем понимании нет никакого противостояния. Мы абсолютно нормально работаем вместе с командой «Б». Поэтому говорить о том, что сходится стенка на стенку, категорически нельзя. Изначально «А» команда формировалась из лучших спортсменок, поэтому эта сборная и должна быть сильнее всех. Те результаты, которые сегодня показывают спортсменки, отражают действительность. И это говорит о том, что наш выбранный курс верный.

Мария Байдина, Медиа-служба СБР