Follow the news:

Sergey Kushchenko: “In order to make mass sport popular we need to disseminate it massively”

Counting down hours before the first race of the season, Biahtlonrus.com remembers the key decisions of the past summer. About the consultations of nutritionist, summer world championship 2014 in Tyumen, sport director’s position and the best ideas of the season in a big interview of the RBU’s CEO and the IBU’s first vice-president Sergey Kushchenko.

— Sergey, only few hours are left before the new season’s start – the teams are determined and the goals for the season are clear, however there was not so many information regarding the organizational decisions made this summer.

— One of the main tasks was the proper communication between all organisations that participate in the team’s life. We had many joint meetings with the Sports Ministry, Medical agency and Olympic committee and developed a common strategy. The first results appeared already in autumn. During the whole summer we worked on development and implementation of a new training technology. In Ufa we checked that the direction was right. The world championship showed how big was an improvement in the women and men teams’ functional conditions. How all these technologies were integrated and started to help.

— What are those technologies?

— Mostly there are technologies concerning the training and recovery processes. Starting with the rehabilitative training devices of the mobile station that will travel with the team at the world cups, and finishing with the visits of nutritionist, who have analysed a menu of the sportsmen and gave advices regarding healthy nutrition. Not only have we understood that every detail matters.

— What are the other decisions that were made in summer and turned out to be the most effective?

— It is hard to say now what will give an impulse to the maximal result – wax track, that the team will become this season and which will help to the service team to work even better? Or rehabilitation and nutrition technologies, offered by specialists of the Sports Ministry and Olympic committee? High internal competition or self-discipline of the sportsmen? If all of these ideas win us second or millimetre there will be progress.

Another important thing this summer was to give an opportunity to the national team to train in Sochi. The coaches should have seen and analysed how the local altitude influences sportsmen. The men team’s coaches decided to postpone it because of the construction works, but the women’s team went there, and the coaches did not regret.

Another positive moment regarding rehabilitation of our sportsmen – Sveta Sleptsova and Evgeny Ustyugov went through the difficult operations; however the rehabilitation process went without any serious complications. We need to thank Sergey Arkhipov, who without any exaggerations got them back on their feet. The story of Ivan Tcherezov is more complicated. He had a severe trauma. Ivan and Maxim Chudov should gather all their strengths and experience and try to get back to a former level.

We want all that work, we have done in summer, to lead to result, when as many our sportsmen as possible show high result: take podiums or be near it. This competition should show who is ready morally and physically and who is ready to sacrifice everything for a success in Sochi. Only the strongest can survive, and those sportsmen will represent our country at the Olympics.

— After the past season the RBU made a decision to elimination the post of head coach. However sport director’s position appeared in the RBU’s structure. Does it worth it?

— We just named everything with their real names. There are head coaches in every team, and they have a full responsibility for the team and results. Presence of the head coach of the national team diluted this responsibility. One day we realized that coaches did not want to make key decisions. We did not need a coach heading the team, but a sport director – this system is logical and checked in many countries. The Norway team is built this way. In biathlon we need a person who does not train, but build communication between the national teams of different levels, service team, personal coaches, regions and solve many issues that appear. I can say, that today our communication is many times better than it is used to be. Everything regarding the training camps, all technical solutions, correction of all plans go through the sport director.

— 14 months are left before the Olympics in Sochi, and only 4 months before the world cup. How is the development progressing?

— To say the truth, the IBU specialists almost do not leave Sochi. Every week one of us attends meetings. The work is serious. Quite often the management that controls a situation is Sochi has a very strict position, and this is right, as we do not simply build the objects, we build them for the Olympics, which is awaited by the whole country.

— How is the IBU assessing the progress in construction?

— There are several remarks, but they are specific and on business. About the stadium and shooting range.

— Have your colleagues from the IBU noticed the uniqueness of the Olympic stadium and track?

— Every track is unique – in some places it is more flat and in the others is steeper or has a hard approach to a shooting range. There were really difficult weather conditions in Whistler in 2010, however the relief was not hard. In Sochi vice-versa, there will be many twists and turns and difficult slopes. You should not think that it will play for our sportsmen: the difficulties are the same for all sportsmen, and the result will depend on the training technologies, self-preparation of sportsmen, and his or her conditions during the race. And about home Olympics – here we can have an opposite effect. Everything what people write and talk about the preparation to Sochi reaches sportsmen. Their responsibility becomes higher by several times. They all are under the pressure. It is good that they feel it now – there is still time to deal with it. Our athletes should be 100% ready for the Olympics. This is the last and the most difficult fight for them. Pshychology and their physical condition play a big role, and even the call from their family can become determinative.

— Was it the main theme you discussed during the meeting of the Physical culture and sports Council by the President of Russia?

— Yes. All difficult moments are obvious now for all managers! They all understand the problem of excessive expectations. We discussed all this taking into account the performance of our team at the Olympics in London. A lot was said about such serious project as preparation for the home Olympics. There were analyses of the organizational structure and preparation of our sportsmen to London. What do we need to adopt from their experience. It is clear, that many things depend on communication between all departments that participate in the sportsmen’s preparation. I also liked a speech of Olga Brusnikina – she was talking about the problems in children’s sport. This is a very important issue for us now. In 2010 when we launched a program of supplies of materials and techniques in biathlon schools we saw how serious the problems in children’s sport were.

— You mean points of growth?

— Yes. If there is a real support to skiing sports in one of the regions, this means that this region should have all conditions for development of these sports. The RBU program supports and finance those structures that have already gave a result, those who have management, staff, conditions, where government supports our sport.

For example Ustyugov – Olympic champion. We know all his coaches, including the first one. And he knows where he can find another Ustyugov and raise him. That is why his school will be one of the first to get a support – here are the rifles and skis, find another champion!

We have great condition for sport’s development in our country, and we should use them. We should write about it and support it. We should explain people how the real things are; fans need to understand where all those victories come from and why we lose.

— In September at the IBU congress one of the topics was a shortening of the quarantine for sportsmen who change their citizenship. It is two years now. How did you manage to take this issue off the agenda?

— Those countries, who have a great history and well working structures of biathletes preparation wanted to keep the quarantine. And the countries who invest money to biathlon should be protected. There is a whole tangle of problems. Laws of some countries allow an easy change of citizenship, and in other countries it is almost impossible. If we shorten the quarantine we can get such a combination of transitions, that some countries with good resources can gather all top athletes.   

— Club system?

— Yes, this is a principle of functioning of professional clubs. And there will be a free migration. Those who have money will get Martin Fourcade, Svendsen, Garanichev, Ustyugov. This will be a relay team for some country in couple of years. National flags will mean nothing. If we talk about the interests of Russia – we should keep this 2–year quarantine for development of biathlon in regions. We have many biathletes, but the national federation should keep the best of them and give an opportunity to the sportsman, who is 20th in ratings, to compete at international level for another country. We had these cases. Children school and region should get a compensation for sportsmen they have raised. The country and region spent money for training of this sportsman. I think the mechanism that we left before the next meeting should prove itself. We should leave these 2 years, however, if the national federations make a deal on their own conditions, there should be no problems. Everything should be balanced.

— The IBU Executive board’s meeting took place recently. And there were important decisions for Russia – Khanty-Mansiysk will host at least two world cups in the next Olympic cycle, and Tyumen will get a summer world championship in 2014.

— We prepared for this meeting – gave to the members of the EB certificate composed together with the Sports Ministry regarding the amount of investments that were made into biathlon in past years. On the eve of the Olympics in Sochi these sums are huge! We informed the EB that in the next Olympic season and after 2018 Russia will allpy to host international tournaments of different levels. Many specialists say that our stadiums are the best. Khanty, Sochi, Tyumen. And we have a unique federal centre in Tchaikovsky. According to the IBU specialists, there is a best logistics for biathlon. There are enough biathlon centers in Russia to pay attention to staff’s preparation for these complexes. The IBU-members understand that our building tempo is maximal.

As a result we got a summer world championship in 2014 for Tyumen. Our task is to gather best biathletes there. The IBU will help us with this. The IBU also supported us in the idea to get top-10 of the men’s and women’s cup competing in the summer WCH. The task is serious and the gouvernment of Tyumen is ready to host such tournament. In 2014 we will have two major biathlon events in Russia – Olympics in Sochi and Summer WCH in Tyumen. We also got the preliminary schedule of the world cups in 2015 and 2016, there are two cups in Khanty-Mansiysk. The world cup in Russia is also reserved after 2016, but we will consider new candidates – Sochi and Tyumen.

— There are rumors that the IBU plans to organize the 10th world cup after Sochi.

— We have not discussed this topic seriously with the IBU. However this perspective will arise and we will be ready to get a license for another world cup in Russia!

RBU Media-office

Следите за новостями:

Сергей Кущенко: «Чтобы массовый спорт стал массовым, его нужно массово тиражировать»

Подсчитывая часы до начала первой гонки сезона, Biathlonrus.com предлагает стряхнуть предстартовое напряжение и вспомнить ключевые решения минувшего лета. О консультациях нутрициолога и чемпионате мира-2014 в Тюмени, должности спортдиректора и самых продуктивных идеях этого сезона – в большом интервью исполнительного директора СБР и первого вице-президента IBU Сергея Кущенко.

— Сергей Валентинович, остаются считанные часы до старта нового сезона — составы объявлены, задачи на сезон тоже, но мало рассказано о том, какие организационные решения были приняты летом и как они работают?

— Одной из основных задач была правильная коммуникация всех организаций, которые участвуют в подготовке сборной. Мы провели много совместных совещаний с Минспортом, ФМБА и ОКР, выработали единую стратегию, и к осени уже увидели первые результаты. В течение лета очень плотно работали с Минспортом – тестировали и осторожно внедряли в сборную новые технологии тренировочного и подготовительного процесса, которые появились у специалистов Министерства и ОКР. Скрывать не буду – сложности были, но в Уфе мы поняли, что работа идет в правильном русле. Чемпионат мира показал, насколько улучшили функциональную подготовку женская и мужская сборные, как все эти технологии интегрировались и реально стали помогать.

— О каких именно технологиях речь?

— В основном это технологии, касающиеся тренировочного и восстановительного процесса. От укомплектованной восстановительными тренажерами мобильной станции, которая теперь будет путешествовать со сборной по этапам Кубка мира, до визитов в сборные нутрициолога, который проанализировал меню спортсменов и дал четкие ЦУ по правильному питанию. Теперь не только у нас есть понимание, что сейчас важна каждая деталь.

— Какие еще решения, принятые в летний период, были самыми эффективными?

— Сейчас сложно сказать, что именно даст толчок к максимально высокому результату – вакс-грузовик, который появится у нас в предстоящем сезоне и позволит новой команде сервисменов работать еще лучше? Технологии восстановления и питания, предложенные специалистами Минспорта и ОКР? Высочайшая внутренняя конкуренция и все-таки выходящая постепенно на новый уровень самодисциплина спортсмена? Если каждая идея даст по секунде и миллиметру – прогресс будет.

Для нас еще, например, было очень важно, чтобы сборная смогла этим летом потренироваться в Сочи. Чтобы тренеры увидели и проанализировали, как местная высота влияет на организм спортсмена. И чтобы зимой все не было в диковинку. Мужские тренеры решили не торопиться и отложили сбор из-за того, что там еще шла стройка. А женская команда поехала, и тренеры об этом не пожалели.

Другой положительный момент связан с реабилитацией наших спортсменов — Света Слепцова и Женя Устюгов весной перенесли сложные операции, но процесс реабилитации прошел без серьезных осложнений. Тут необходимо сказать огромное спасибо Сергею Архипову, который, без преувеличения, поставил ребят на ноги. Сложнее история с Иваном Черезовым, который перенес тяжелейшую травму. Но и ему, и Максу Чудову сейчас надо собрать все свои силы и опыт, и постараться вернуться на прежний уровень.

Мы хотим, что бы вся работа, проделанная нами летом привела к тому, чтобы как можно большее количество наших спортсменов в течение сезона показывали высокий результат: вставали на пьедестал, были около пьедестала. Чтобы эта конкуренция четко показала, кто готов морально и физически, кто готов пожертвовать всем, чтобы успешно выступить в Сочи. В этих условиях выживут сильнейшие, и эти спортсмены завтра будут представлять нашу страну на Олимпиаде.

— По итогам прошлого сезона было принято неоднозначное решение об упразднении должности главного тренера, но в структуре СБР появился спортивный директор. Оправдало себя решение?

— Мы просто назвали всё своими именами. Наличие главного тренера при двух старших, несущих полную ответственность за команду и результаты, размывало эту самую ответственность. В какой-то момент мы поняли, что ни старший, ни главный не берет на себя принятие ключевого решения. Во главе команды нам нужен был не тренер, а спортдиректор – при наличии старших тренеров эта система логична и проверена. Так, например, устроена команда Норвегии.

Да, мы понимаем, что в структуре любой российской сборной предусмотрена должность главного тренера, но в любой системе каждый винтик должен четко работать и понимать, что делает. В случае с биатлоном нужен был человек, который будет не тренировать, а коммуницировать штабы сборных разного уровня, сервис-тим, личных тренеров, командирующие спортсменов регионы и решать еще массу вопросов, которые остаются за пределами телетрансляций. Могу сказать, что на сегодня коммуникация, как минимум, улучшилась в разы. Все, что касается подготовки сборов, все технические решения, корректировка всех планов – все сегодня проходит через спортдиректора.

— До Олимпийских игр в Сочи осталось 14 месяцев, а до этапа Кубка мира – всего четыре. Как идет строительство биатлонного комплекса?

— Честно говоря, специалисты СБР Сочи практически не покидают. Каждую неделю там кто-то из нас присутствует на совещаниях. Работа идет очень серьезная. Нередко руководители, которые контролируют ситуацию в Сочи, занимают очень жесткую позицию, и это правильно – ведь мы не просто строим объекты, мы строим их для Олимпиады, которой живет вся страна.

— Как IBU оценивает ход строительства?

— Есть замечания, но они конкретные и по делу. По стадиону, по стрельбищу. Рабочие моменты.

— Ваши коллеги по Международному союзу отмечают уникальность олимпийского стадиона и трассы?

— В принципе каждая трасса уникальна — где-то больше равнинная, где-то с крутыми спусками или тяжелым подходом к стрельбищу. Везде своя специфика. В Уистлере в 2010–м, например, была очень тяжелая по погодным условиям, но несложная по рельефу. А в Сочи, наоборот, будет очень тяжелый рельеф – большое количество крутых спусков и подъемов. Не стоит придумывать, что это на руку нашим спортсменам: сложность будет для всех одинаковая, и результат будет зависеть от технологии подготовки, самоподготовки спортсмена, от состояния в конкретный момент. Не стоит обольщаться и по поводу «родных стен» — здесь, наоборот, может получиться обратный эффект. Все, что говорят и пишут о подготовке к Играм в медиа, передается и спортсменам. Их ответственность увеличивается в разы. Все находятся под давлением, и хорошо, что это именно сейчас – есть время справиться с ним. Наши атлеты должны быть готовы к Играм на 100 процентов. Понятно, что для них это последний бой, а он трудный самый. Здесь будут играть роль и психология, и подготовка, и даже звонок от родных в день старта может стать определяющим.

На мой взгляд, государство и все ведомства делают и сделают абсолютно все, что от них зависит. То, что все условия будут созданы, это понятно уже сейчас. На решающую подготовку к стартам выходят другие параметры – параметры психологического настроя, коммуникации тренера и спортсмена, параметры большой самодисциплины спортсменов, тренеров и всех, кто имеет к этому отношение. Именно коллективное ощущение борьбы придаст энергии всем.

— Эту тему как раз обсуждали на недавнем заседании совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту, представителем которого вы являетесь. С вашей подачи?

— Да просто все сложные моменты сейчас очевидны для большинства управленцев! И проблема сверхожиданий от спортсменов тоже многим понятна. На Совете обсуждения велись через анализ выступления нашей команды на Олимпийских играх в Лондоне. Очень много говорилось о том, что впереди более серьезный проект – подготовка к домашней Олимпиаде в Сочи. Был представлен анализ, как работала структура организации и подготовки наших спортсменов в Лондоне, что оттуда необходимо взять для подготовки к Сочи. Понятно, что здесь очень многое должно зависеть от коммуникации всех ведомств, которые причастны к подготовке. Помимо тем, касающихся Лондона и Сочи, очень понравилось выступление Ольги Брусникиной — она говорила о детских школах, о маленьких зарплатах тренерах в ряде регионов. Это очень больная тема для нас сейчас. Когда в 2010 году СБР запустил программу материально-технической поддержки детских спортшкол, мы вживую увидели, насколько серьезные проблемы есть сейчас в детском спорте.

— Там же со стороны Владимира Путина прозвучала критика в сторону СМИ, что они мало пишут о массовом и детском спорте, уделяя все внимание профессиональному спорту и спорту высших достижений.

— Считаю, что Президент указал на очень серьезную проблему. Большинство российских медиа совершенно не интересуются темой детского спорта. Зайцева, Слепцова и Черезов интересны, а ситуация в детских спортшколах и что реально делается для их поддержки – мелочь. А ведь чтобы массовый спорт стал массовым, его массово нужно тиражировать. Необходимо говорить об опыте развития, который есть в каждом регионе, в каждой территории, и он совершенно разный, порой уникальный. Должна быть специализация территорий. Например, охватить все виды спорта в одном регионе слишком сложно. Да это и по организационной структуре неправильно.

— Вы имеете в виду точки роста?

— Да, это то, о чем давно говорит Минспорт. Например, если в каком-то регионе существует реальная поддержка лыжам, биатлону, то именно этот регион должен иметь условия для развития этих видов спорта. Программа СБР поддерживает и финансирует именно те структуры, которые дали результат, у которых есть управление, есть менеджмент, кадры, условия, где муниципалитеты и губернаторы уже помогают нашему виду спорта. Вот она точка роста!

Например, Устюгов – олимпийский чемпион, вот возьмите всю линейку, где и у кого он воспитывался. Мы знаем его первого тренера, а он знает, как и где найти еще одного Устюгова и воспитать его. Поэтому школа, где работает тренер Устюгова, получает поддержку в числе первых – возьмите винтовки и лыжи, найдите еще одного!

Условия, которые создает сегодня государство для развития и поддержки спорта, очень хорошие, и не воспользоваться этим нельзя. Поэтому, когда где-то что-то делается, об этом надо писать и поддерживать. Надо объяснять людям, рассказывать о настоящем положении дел, чтобы болельщики понимали, откуда берутся победы и по каким причинам случаются поражения.

— В начале сентября на Конгрессе IBU в Мерано в повестке дня стоял вопрос о сокращении карантина спортсмена при смене гражданства и переходе в другую сборную. Сейчас этот карантин составляет два года. Как удалось добиться снятия вопроса о сокращении карантина?

— Конечно, те страны, которые не имеют богатой истории и отлаженной структуры подготовки биатлонистов, желали сократить карантин. Но страны, которые имеют очень серьезное финансирование в части подготовки биатлонистов, должны быть защищены. На самом деле это целый клубок проблем. Законодательная база одних государств позволяет быстро получить гражданство, в некоторых странах это, наоборот, практически невозможно. Но если биатлон пойдет по этому пути – пути уменьшения карантина — то мы можем получить такую комбинацию переходов, что некоторые страны, имея хорошие возможности, через год могут собрать всех топ-атлетов.

— То есть получается такой клубный вариант?

— Да, это принципы работы профессионального клуба. И тогда начнется свободная миграция. У кого есть деньги, тот соберет Мартена Фуркада, Свендсена, Гараничева, Устюгова, и вот у нас будет такая эстафетная команда через пару лет за какую-то из стран. И может дойти до того, что национальные флаги уже не будут иметь никакого значения. Если говорить об интересах России, то с точки зрения развития биатлона в территориях, этот карантин надо оставить двухлетним. Этот срок дает возможность реального диалога между национальными федерациями. Мы не против самого факта переходов. Да, в России много биатлонистов, но национальная федерация у себя должна оставить лучших и в то же время дать возможность тому из биатлонистов, кто в рейтинге 20–й, например, тоже выступать на высоком уровне, пусть под другим флагом. Такое у нас было, но необходимо договариваться. И детская школа, и регион должны получать компенсацию за то, что вырастили этого спортсмена. На воспитание, тренировки спортсмена государство и регион потратили деньги,  и просто так отдавать его неправильно. Считаю, что тот механизм, который мы оставили до следующего конгресса, должен себя оправдать. Даже если к вопросу об уменьшении карантина конгресс будет еще возвращаться, то надо решать это более цивилизованными методами. Да, оставлять два года. Но если национальные федерации договариваются между собой на своих условиях, то нет проблем. Все должно быть сбалансировано.

— Недавно прошел исполком IBU, на котором были приняты важные для России решения – Ханты проводят как минимум два этапа Кубка мира в будущем олимпийском цикле, а Тюмень принимает летний чемпионат мира 2014. Долго лоббировали эти решения? 

— Мы готовились к этому исполкому — дали членам исполкома подготовленную совместно с Минспортом справку о том, какие суммы проинвестированы за последние годы в биатлон в России. Это колоссальные цифры государственного инвестирования в преддверии Олимпийских игр в Сочи! Проинформировали исполком, что и следующий олимпийский цикл после 2014 года, а также и после 2018 года Россия будет претендовать на проведение всевозможных соревнований международного уровня. Многие специалисты говорят, что у нас лучшие стадионы в мире. Это и Ханты, и Сочи, и Тюмень. У нас уникальный федеральный центр в Чайковском. Он очень компактно сделан. Логистика для биатлонных соревнований в Чайковском одна из лучших, как говорят специалисты из IBU. Токсово на выходе. То есть биатлонных центров в России достаточно для того, чтобы больше внимания уделить подготовке кадров для работы на этих великолепных комплексов. В IBU  прекрасно понимают, что так, как мы строимся, сейчас не строится ни одна страна.

В итоге мы получили летний чемпионат мира в 2014 году в Тюмени. Наша задача там – собрать лучших биатлонистов. В этом нам поможет IBU. Международный союз поддержал нас в том, чтобы через несколько месяцев после Олимпиады привезти на летний чемпионат мира ведущих спортсменов — топ-10 мужчин и топ-10 женщин. Задача серьезная, и руководители Тюмени готовы к этому, чтобы провести такие соревнования. То есть в России в 2014 году сразу два крупных биатлонных события – Олимпиада и чемпионат мира. Также мы получили предварительные расписания этапов Кубков мира на 2015 и 2016 годы, где получили два этапа в Ханты-Мансийске. Вообще, этап в России зарезервирован и после 2016 года, но в будущем мы планируем рассматривать таких кандидатов на проведение, как Сочи и Тюмень.

— В кулуарах уже обсуждают, что IBU планирует после Олимпиады в Сочи организовать десятый этап Кубка мира.

— Всерьез этот вопрос в IBU не обсуждался ни разу, но если эта перспектива возникнет, считайте, что мы уже готовы бороться за получение лицензии на проведение еще одного этапа Кубка мира в России!  

Татьяна Папова, медиа-служба СБР