Главные новости

Алексей Лагуточкин – об обследовании Анны Григорьевой во время чемпионата мира в Чехии

30/08/2018

Завершившийся в Чехии чемпионат мира по летнему биатлону подарил болельщикам массу положительных эмоций, коим поспособствовали успехи Екатерины Юрловой-Перхт, Маргариты Васильевой, Никиты Поршнева, Валерии Васнецовой и Вячеслава Малеева. Был, впрочем, на чемпионате и еще один момент, вызвавший значительный резонанс в среде болельщиков.

Бежавшая на первом этапе смешанной юниорской эстафеты Анна Григорьева пожаловалась после финиша на резкое ухудшение самочувствия во время гонки и по решению главного врача сборной Алексея Лагуточкина была отправлена в больницу для тщательного стационарного обследования. Произошедшее со спортсменкой вызвало заметный резонанс среди биатлонной общественности страны. Комментарии по этому поводу нередко основывались на обрывках информации, случайных догадках и конспирологических версиях. В связи с этим мы решили предоставить слово специалисту и одному из ключевых участников событий. В конце концов кто, если не Алексей Лагуточкин (многолетний врач сборной и один из опытнейших специалистов Федерального медико-биологического агентства) в курсе здоровья спортсменов. И пусть медицинская тайна не позволяет доктору распространяться о специальных (и совершенно лишних для болельщиков) знаниях, простейший ликбез от Лагуточкина поможет переживающим за состояние здоровья юной биатлонистки правильно расставить акценты.

— Алексей, с чем связано внезапное ухудшение состояние Анны Григорьевой в самом начале гонки?

— Обморочное (или близкое к этому) состояние спортсменки на первом этапе эстафеты связано в первую очередь с огромным психоэмоциональным напряжением еще психологически не окрепшей девушки. Первая в карьере гонка на чемпионате мира, первый этап к тому же – психологический груз часто сказывается на физическом состоянии спортсменов. Часто приходится слышать от тренеров – она (или он) свою гонку ночью пробежали. Так говорят о тех, кто не смог правильно собраться накануне вечером, психологически себя накрутил, не выспался и вышел на гонку в уже разобранном состоянии. На глаз тренерам это определить чаще всего невозможно. Опытные спортсмены нередко сами говорят наставникам о неготовности бежать гонку, и в этом случае происходят замены, порой за 2–3 часа до старта. В случае же с Григорьевой спортсменка, вероятнее всего, просто не решилась сказать о своем состоянии. Еще раз подчеркну – ни визуально, ни медицинскими методами (по крайней мере теми, какие можно использовать за несколько часов до старта) такие симптомы не ловятся. Более того, стартовав и сразу почувствовав кризис, спортсменка просто не решилась сойти и всеми силами старалась не показывать недомогания. Это в итоге и привело к тому, что на финише этапа ее состояние было близко к обмороку. Такие случаи, кстати, не так и редки, причем во многих сборных. Вспомните немца Моргенштерна, белоруску Писареву… Я могу привести массу случаев, большинство из которых так и остались невидимыми глазу простого болельщика.

— То есть состояние здоровья спортсменки во время подготовки и перед отправлением на чемпионат мира не могло вызывать опасений?

— Ее медицинское и медико-биологическое обеспечение осуществлялось в полном соответствии с нормами и рекомендациями Минздрава и ФМБА, если говорить казенным языком. Чтобы было понятно – в апреле Григорьева прошла углубленный медицинский осмотр в Сибирском клиническом центре ФМБА, а в мае – дополнительный, в ФНКЦ ФМБА. Можете поверить на слово – осмотры эти занимают много времени, анализируются не один день и делаются не для галочки. На основании как раз таких осмотров принимается решение о способности спортсмена переносить тренировочные и соревновательные нагрузки, о ресурсах его организма и еще много о чем. Конечно, надо иметь в виду – организм спортсменов-юниоров продолжает расти и меняться (порой стремительно), но тренеры и врачи наблюдают за этими изменениями очень внимательно – не случайно на заключительном этапе подготовки к крупным соревнованиям к командам подключаются дополнительные медицинские специалисты и биохимик.

— Знали ли вы и тренеры сборной о проблемах с сердцем, которые были у Григорьевой (если опираться на ее собственные слова в СМИ) прежде?

— Здоровье всех спортсменов находится под пристальным контролем. Не забывайте, что мы имеем дело со спортом высших достижений, где организм получает предельные нагрузки. Определенные проблемы с сердцем (для таких нагрузок) у Анны выявлены давно (и кстати, она не уникум – есть еще биатлонисты и в нашей, и в других командах). В связи с этим Григорьева находится под особым контролем и регулярно проходит дополнительные обследования. На тренировочных сборах, например, ЭКГ делается как минимум после каждого выходного дня, а спортсменам с проблемами еще чаще. Кстати, состояние спортсменки после передачи эстафеты было не совсем уж критическим – восстановить ее можно было бы и собственными силами. Обследование ее в больнице – скорее перестраховка, решение о которой было принято на месте. Кстати, руководство СБР было в курсе всех деталей – все время пребывания спортсменки на обследовании мы были на онлайн-связи. В Чехию был даже срочно командирован Дмитрий Рочев для оказания, если бы необходимость возникла, дополнительной помощи. К счастью, все обошлось.

— Что сейчас происходит с Анной и сколько времени может занять ее реабилитация как спортсменки?

— В настоящее время она проходит обследование в Сибирском клиническом центре ФМБА. Каких-либо существенных изменений в состоянии здоровья не выявлено. Запланированы мероприятия, направленные на улучшение адаптации к повышенным физическим и психоэмоциональным нагрузкам, поддержание высокой физической работоспособности. Словом, сейчас она производит впечатление полностью здоровой и готовой к высоким нагрузкам спортсменки. Конечно, нагрузкам ее сейчас никто подвергать не будет, по крайней мере до тех пор, пока результаты всех анализов не будут получены. Каждый подобный случай расследуется особенно тщательно и возвращение к нагрузкам происходит очень осторожно, с двойной и даже тройной перестраховкой.

 

P.S.: Заместитель исполнительного директора СБР по обеспечению деятельности сборных команд Дмитрий Рочев также прокомментировал волнующий болельщиков вопрос о страховом обеспечении спортсменов сборной команды России и в частности Анны Григорьевой.

— Все спортсмены сборной, находящиеся в списках ЦСП Министерства спорта РФ, застрахованы по специальной спортивной программе, а не по туристической, как утверждали некоторые комментаторы. Именно такой страховой договор есть и у Анны Григорьевой.

Союз биатлонистов России ценит и уважает внимание болельщиков и представителей СМИ к биатлону и здоровью спортсменов и будет стараться быть максимально открытым в предоставлении им объективной информации.



Спонсоры и партнёры

Титульные спонсоры
Спонсоры
Технические партнёры
Партнёры