Главные новости

Чемпионат Ru

29/09/2011

Завершающийся в Уфе чемпионат России по летнему биатлону дал немало поводов порассуждать о летних стартах будущего сезона. Ровно через год столица Башкирии примет летний чемпионат мира — в воскресенье делегация республики во главе с замом главы правительства побывала в Нове Место, где порадовалась успехам Дмитрия Ярошенко и наших юниоров на летнем чемпионате мира, а главное приняла из рук организаторов знамя этого самого чемпионата, чтобы через год поднять его у себя в Уфе. Специальный корреспондент Biathlonrus.com Константин Бойцов отметил для себя, что будущее летнего биатлона во многом зависит именно от Уфы.

0018BE8DB2B2CBCCC900

Традиция торжественной передачи флага — тоже, кстати, уфимское ноу-хау. Предложено и реализовано оно было в 2008 году в том же Нове Место — тогда Уфа получала из рук города, который впору уже записывать ей в побратимы, зимний чемпионат Европы. Международному союзу затея понравилась. Все равно ведь делегация очередного международного чемпионата (неважно какого ранга) устраивает на чемпионате предшествующем презентацию собственного турнира — так отчего же не украсить церемонию закрытия благородным ритуалом, который давно уже принят на Олимпиадах?

Вообще, вспоминая уфимские инициативы и премьеры, удивляешься — как за минувшие с момента открытия СОК «Биатлон» 10 лет можно было собрать их в таком количестве? Ведь, казалось бы, совсем недавно — в сентябре 2001 года — в авральном порядке завершается стройка первой очереди сооружений нынешнего стадиона, и вот специально прилетевший по этому поводу в Башкирию Андерс Бессеберг вместе с тогдашним президентом республики Муртазой Рахимовым разрезают ленточку — и получай российский биатлон в свое распоряжение вполне себе современный и даже красивый летний комплекс на берегу реки. Есть асфальтовые трассы и стрельбище, на них тут же проводится чемпионат страны (победу праздновали Сергей Рожков и Светлана Черноусова), есть административное здание и даже небольшое кафе в нем. Много ли нужно было летнему биатлону лет 10 назад? Летний чемпионат мира прошел в тот год в польском Ямрозове. Готов биться об заклад — никто из читателей этого материала не назовет сходу ни одного турнира, который еще прошел бы в этом местечке. Однако с выходом на орбиту СОК «Биатлон», словно какая-то другая эпоха в летней разновидности этого спорта началась. Многие склонны объяснять это обстоятельство политическими амбициями руководства республики да административным ресурсом президента местной федерации биатлона Энгельса Кульмухаметова — смею заверить не только в них дело.

003EF1EA84DDBA20B4D0

Административный комплекс стремительно рос, обзаведясь гостиничным комплексом, комбинатом питания, вакс-кабинами и иными необходимыми спортивно-инженерными коммуникациями. Стадион получил международную категорию и стал зазывать к себе соревнования рангом покрупнее российских. Новый виток начался с 2006 года — с летнего чемпионата мира. Тот чемпионат стоит особняком во всей истории мирового биатлона — пусть болельщики отдалились от тех пор еще не слишком далеко и пока не в состоянии оценить это в полной мере. В программу чемпионата мира вошли состязания на лыжероллерах, благодаря которым летний и зимний биатлоны приобрели почти полное внешнее сходство. Кроме того, чемпионат показали по ТВ, что для летнего биатлона также было в новинку. Еще через три года в Уфе состоялся чемпионат Европы, открывший миру Тарьея Бе и закрепивший за Башкирией звание опорного пункта в международном календаре IBU. Союзу биатлонистов стало очевидно — амбициозный и хлебосольный регион претендует на попадание в «золотой пояс», но там в компании Рупольдинга, Оберхофа, Антхольца, Холменколлена и Ханты-Мансийска и без того тесно, а вот успешно выполнить роль «дублера» и в сложной ситуации выручить Уфа может всегда.

Сложная ситуация возникла год назад, когда болгарский Банско неожиданно заявил, что летний чемпионат мира он не потянет (и все это на позитивной волне, запущенной Уфой и поддержанной Отепя, От Мурьеном и Оберхофом). Кинулись к нашим, но получили качаловскую паузу в ответ. Вопрос стоял о «лишних» 2–3 миллионах, которые следовало изыскать для пожарной организации чемпионата. В Башкирии дали понять — за подкладкой не завалялось, но если следующий летний чемпионат доверите заранее, то проведем лучше чем в 2006–м. Назвав чемпионатом мира-2010 странный турнирчик, организованный в пожарном порядке в польском Дужники Здрой, IBU счел за благо отдать Уфе главный старт летнего сезона-2012 — дабы окончательно не превратить эти соревнования в «первенство водокачки». Тенденции к тому, кстати, имелись и имеются до сих пор — те, кто смотрели трансляции из Нове Место, обратили внимание на странный круг трассы, где лидер гонки преследования, например, мог догнать соперника с далеким стартовым номером задолго до прихода на первый огневой рубеж. А уж что касается контингента участников… Летние чемпионаты Германии, России или Норвегии вызовут больше интереса, чем чемпионаты мира — они хотя бы вносят некоторую ясность о состоянии лидеров сборных, упомянутых стран, а чемпионат мира — о чем? В общем, на Уфу ложатся задача даже не национальной, а мировой спортивной политики — международному летнему биатлону нужно вернуть лицо.

0048CE69FA075963E2E0

Рассуждая о том, насколько Уфа способна с этой задачей справиться, начать хочется с «корней» — то есть с асфальта. Высказывания об опасности уфимской трассы, во множестве появившиеся в день травмы Ивана Черезова имеют, конечно, под собой минимум оснований — тем более, что звучат от тех, кто по этому асфальту ни разу не ходил. Здешний асфальт помнит помимо биатлонистов, еще и групповые гонки двух чемпионатов страны по велоспорту. Поверьте, эти ребята идут по шоссе много более рисково — оттого «асфальтовая болезнь» им так же привычна как нам с вами ОРЗ. Однако ничего — ни жалоб ни массовых завалов. Все это я говорю не к тому что, мол, уфимские дороги в идеальном состоянии и трогать их не надо. Обновлять их необходимо — и в первую очередь потому, что сами требования стали иными. Те, кто следили за видео-трансляциями на сайте СБР обратили внимание на лужи. Бороться с ними несложно — нужно снять старый слой и положить новый с незначительными уклонами и дренажной системой. Нужно укрепить обочины на холмах — раз уж все равно менять асфальт. Еще три года назад во время чемпионата Европы руководство комплекса делилось планами расширения гостиничного комплекса за счет строительства гостевых домиков на самом берегу реки — почему бы не использовать чемпионат мира как удачный повод реализовать замысел? Равно как и завершить полную электрификацию трассы — разница уфимского времени со среднеевропейским составляет четыре часа — перенос стартов на вечер тут не менее актуален, чем в Ханты-Мансийске.

А еще было бы неплохо модернизировать телевизионное табло на стадионе да и всю информационную составляющую в городе во время биатлонных стартов. Во время чемпионата России сообщения о том, что на СОК «Биатлон» проходят гонки с участием олимпийских чемпионов не было даже у поворота на стадион — что говорить о количестве зрителей, включивших посещение биатлона в свой распорядок дня? И вот всех этих «маленьких, но вместе с тем очень больших вопросов» появилось за минувшие с 2006 года пять лет великое множество. А от решения их зависит, как не пафосно звучит, будущее мирового летнего биатлона. Приедут через год в Уфу сильные норвежцы, французы, немцы, шведы и, не побоюсь этого слова, Кайса Мякярайнен — соберутся на трибунах и у телеэкранов зрители. Соберутся зрители — будет успех как у летнего биатлона, так и у Уфы. Мне лично такая перспектива кажется не радужной, а вполне реальной. Нужно, как учил Михаил Жванецкий, только очень захотеть — когда не очень хочешь, не очень и получаешь.



Спонсоры и партнёры

Титульные спонсоры
Спонсоры
Технические партнёры
Партнёры