Главные новости

Галина Куклева: «Уже сейчас нужно присматриваться к более молодым спортсменкам»

23/02/2012

До старта первой гонки на чемпионате мира осталась ровно неделя. Чего ждать от выступления российской женской команды на главных соревнованиях сезона? В чем разница подходов к тренировочному процессу у немецкой и российской школ биатлона? Как молодым спортсменкам быстрее влиться в коллектив сборной команды? На эти вопросы в интервью Елене Вайцеховской отвечает олимпийская чемпионка и трехкратная чемпионка мира Галина Куклева.

Их девичье поколение всегда было для меня особенным. Поколение работяг, начинавших биатлонную карьеру еще в советские времена и четко понимавших, что сборная команда — это место, куда приходят выигрывать. Или биться за победу до последнего. Как бились те, кто был до них. Галина Куклева выступала на двух Олимпиадах и завоевала полный комплект наград: золото в спринте в Нагано, серебро и бронзу в эстафетах Нагано и Солт-Лейк-Сити. Возвращалась с медалями с пяти мировых первенств. Трижды — с золотом.

Набирая номер телефона Куклевой, я естественно собиралась разговаривать с прославленной спортсменкой о женской сборной. Однако мне даже не пришлось обозначать тему разговора: о том, что больше всего волнует, Галина заговорила сама.

— Очень переживаю за девочек, — призналась она. — Естественно, мне трудно давать какие-то оценки: я не знаю точных планов, по которым готовились спортсменки, так что могу только поделиться собственными соображениями.

— Именно за этим я к вам и обратилась.

— То, что команда не совсем в хорошей форме, это, к сожалению, видно. Такое ощущение, что справиться с нагрузками этого сезона так, как это планировал Вольфганг Пихлер, удалось не всем.

— Мне всегда казалось, что ваш личный тренер Леонид Гурьев, под руководством которого вы работали много лет, всегда был приверженцем достаточно жестокой работы.

— Вы абсолютно правы. Все команды, которые когда-либо тренировались под руководством Гурьева, всегда выполняли большие нагрузки. В этом году, кстати, у многих подопечных моего бывшего тренера появились очень неплохие результаты. Как у совсем молодых, так у и тех, кто уже вошли в женский возраст. Это и Аня Булыгина, которая работает с Гурьевым два последних года, и Марина Коровина, которая сейчас очень успешно выступает на этапах кубка Европы, и Анастасия Загоруйко, и Александра Аликина. Я слышала, что после родов приступила к тренировкам Маша Садилова, которая когда-то тоже была в сборной, и что она собирается тренироваться как раз с Гурьевым. Я, кстати, считаю, что сейчас надо очень внимательно посмотреть на Коровину — она показывает хорошие результаты, и если ее сейчас не вытащить в сборную, потом может быть поздно.

— Вы со своим бывшим тренером наверняка ведь обсуждали все плюсы и минусы Вольфганга Пихлера, когда он приступил к работе с женской сборной?

— Конечно, обсуждали. У Гурьева есть свой и достаточно жесткий взгляд на эту ситуацию. Потому что советско-российская школа подготовки — это одно. Немецкая — совсем другое. А ведь Пихлер — немец.

— Можно немного подробнее? Какой смысл вы вкладываете в понятие «школа»?

— Принципиальная разница в том, что в нашей школе всегда существовала такая вещь, как зарядка. Уже потом, когда огранизм проснулся и во всех отношениях подготовился к работе, шли первая тренировка, вторая… Сами тренировки могли быть разными. У кого-то — холостой тренаж, работа с оружием, у кого-то — игровые занятия. Иностранцы же начинали день сразу большой, объемной тренировкой. Между первым и вторым занятием у них мог быть достаточно большой промежуток времени — в зависимости от характера работы. Соответственно я вполне допускаю, что у них, в отличие от нас, совершенно другие объемы силовых тренировок. Вообще иное соотношение нагрузок — не то, к которому привыкли мы.

У нас приоритет в подготовительном этапе традиционно отдается кроссам, у них — велосипеду и лыжероллерам. У нас достаточно широко используется прыжковая имитация, а у них она крайне редка. Хотя применительно к Пихлеру могу сказать, что мне удивительно, что его команда до сих пор не бежит. Он — достаточно знающий и достаточно опытный тренер. У него всегда прекрасно бежала Магдалена Форсберг, против которой не раз выступала я сама, да и всю шведскую команду он в свое время поднял сильно.

— А вы допускаете, что нашим девочкам, попавшим, так сказать, в руки Пихлера, пришлось в сжатые сроки адаптироваться к слишком большому количеству непривычных для себя вещей? И что эта адаптация по каким-то причинам просто пошла не так активно, как должна была?

— Такое вполне возможно. Тут ведь надо учитывать не только новизну методик. Но и то, что в последние два года наша женская сборная не получала достаточных нагрузок. Это было видно.

— Получается, что Пихлер, взяв команду, просто сделал с ней в этом сезоне работу, которую должны были сделать его предшественники еще два года назад?

— Получается, что да.

— В прошлом сезоне к процессу подготовки мужской и женской команд было привлечено достаточно большое количество разного рода наблюдателей и тренеров. В том числе и тех, кто взаимодействует с Пихлером. Хотя мне он представляется человеком, который все решения принимает самостоятельно. консультантов. Вас не привлекали?

— Нет. Думаю, что в распоряжении руководства имеется достаточно много знающих специалистов.

— А если бы он вдруг попросил вашего совета, что бы вы подсказали?

— Что помимо основного состава нужно уже сейчас присматриваться к более молодым спортсменкам. К тем, на кого придется делать ставку через два года. Адаптировать этих молодых и к методикам, и к нагрузкам, и ко взрослой компании, чтобы они себя увереннее чувствовали. Все-таки соревноваться, не имея опыта, достаточно сложно. Особенно в женском биатлоне. А вот когда молодые имеют шанс повариться в этой каше пару лет, им становится значительно проще.

— С какими чувствами вы ждете чемпионата мира в Рупольдинге?

— Со сложными. Не думаю, что состояние женской команды сильно изменится по сравнению с тем, что было на последнем из этапов Кубка мира в Контиолахти. Две недели — слишком небольшой срок, чтобы добиться качественных улучшений, особенно когда речь идет о функциональной подготовке. Стрелковая часть у меня опасений не вызывает: все достаточно уверены и стабильны.



Спонсоры и партнёры

Титульные спонсоры
Спонсоры
Технические партнёры
Партнёры