Главные новости

Нетайное голосование

13/04/2011

13 апреля в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики экспертная комиссия заслушает доклад Союза биатлонистов об итогах работы, проделанной в завершившемся сезоне. Обозреватель biathlonrus.com Константин Бойцов вспоминает Тренерский совет, прошедший неделей раньше в Тюмени, и предполагает, что ответы на все возможные вопросы экспертов у тренерского штаба уже готовы.

В среду в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики состоится заседание экспертной комиссии, которая заслушает отчет Союза биатлонистов России об итогах сезона. Гадать о том, какие вопросы будут заданы тренерам сборной, не буду. А вот что может услышать сама комиссия готов предположить — в минувшую пятницу в Тюмени состоялся тренерский Совет СБР и общее собрание тренеров. Ваш автор присутствовал на обеих совещаниях и лично для себя сделал два вывода: обстановка этих собраний стала, по сравнению с еще недавним прошлым, более рабочей, а перестановки в тренерском штабе произойдут в конце апреля. Процедура кадровых решений будет умеренно-демократичной: с одной стороны, все участники тренерского совещания получили на руки анкеты в которые впишут кандидатуры тех, кому они готовы доверить своих спортсменов, с другой — окончательное решение о тренерах будут принимать в конце апреля на заседании Правления СБР и в Минспорте. Что же касается собраний в Тюмени, то их атмосфера была вполне рабочей, хотя никаких острых заявлений не прозвучало.

Заседание Совета началось в 10 утра. В президиуме — исполнительный директор СБР Сергей Кущенко, главный тренер сборной Владимир Барнашов и многоуважаемый Виктор Федорович Маматов, чьи«фирменные» вопросы об«объемах тренировок в разных зонах» стали почти ритуальными. В зале весь тренерский штаб сборных команд от юниорской до первой, включая уволенного прямо во время чемпионата мира Анатолия Хованцева(его выступления особенно ждали). Еще Владимир Аликин, Галина Куклева, Леонид Гурьев, Валерий Захаров — словом, все, кому положено. Заслушивали от простого к сложному: от благополучных юниоров к главной команде страны.

Кущенко сразу же определил цель слушаний: не столько оценка«удовлетворительно» или«неудовлетворительно», но понимание того, что планировали достичь, чего добились на практике, и что мешало достичь большего.

Не стану подробно останавливаться на юниорской и молодежной командах — это тема для довольно узких специалистов. Замечу лишь, что кроме традиционных вопросов о«тренировках в третьей и четвертой зонах» прозвучало также мнение Валерия Медведцева. По словам тренера главной мужской сборной, в российском биатлоне сейчас дефицит одаренных спортсменов. Наставники резервистов эту точку зрения не разделили — о том, что ярких талантов в России хватает, посчитали нужным высказаться и Александр Касперович, и Александр Куракин. Стоит заметить, что приведенные ими аргументы в части возросшей скорострельности прозвучали довольно убедительно, хотя Медведцев и остался при своем мнении.

Отдельно остановились на экспериментальной женской команде Леонида Гурьева, целями которой в минувшем сезоне было привлечь в биатлон перспективных лыжниц-гонщиц, как следует изучить эффект специальной горной подготовки к отдельным турнирам и эффективно увеличить скорострельность. Отчитывавшийся посетовал на то, что в связи со сложностью эксперимента позитивных сдвигов удалось достичь далеко не на всех направлениях.

— То, что Анастасия Токарева стала выигрывать у соперниц за счет скорострельности 15–20 секунд, конечно, хорошо, но нерешенных задач у группы по-прежнему много, — резюмировал Гурьев.

Коллеги поддержали Леонида Александровича и единодушно высказались за продолжение эксперимента и, более того, создание такой же мужской группы(о том, кто мог бы работать с ней, не говорилось).

— Количество экспериментальных групп надо увеличить, слишком мало народу«прокручивается», — реплики подобные этой прозвучали не единожды. О том, на базе каких центров эти группы будут создаваться, сказано не было, однако два дня спустя мне довелось беседовать с губернатором Тюменской области и членом Правления СБР Владимиром Якушевым, и тот очень уверенно высказался в том духе, что раз женская группа квартирует на«Жемчужине Сибири», то и мужской стоит работать там же, благо места на новом комплексе предостаточно.

Кроме того, Гурьев высказал категорическое пожелание«усилить сервисный блок». Усиление подразумевало проведение сколь можно большего количество семинаров для желающих совершенствовать умение готовить лыжи.

— Нам нужны новые молодые специалисты-сервисеры. Конкуренция здесь слишком низкая…

Поддержавший предложение Кущенко предложил, в свою очередь, назначить в СБР специального человека, отвечающего за учебно-методическую часть в«сервисном цехе» и вменить проведение таких семинаров и привлечение на них слушателей ему в обязанность.

Наконец настала очередь первой сборной. Разговор на тему главной команды получился с одной стороны долгим, с другой — несколько нестройным. Большинство выступавших сбивалось на хронологический рассказ о проделанной работе, что, например, того же Кущенко решительно не устраивало. Исполнительный директор ждал от тренеров более глубокого самоанализа и потому довольно часто задавал вопросы. Ваш автор, в свою очередь записывал ответы и, спустя час, смог вывести основные, по мнению тренеров, причины неудачного сезона.

— Позднее начало централизованного летнего учебно-тренировочного процесса — начало июня вместо середины мая.

— Неудовлетворительная готовность многих участников этого самого процесса на момент его начала.

— Большой перерыв между летним чемпионатом России и очередным сбором — в австрийском Рамзау — в сентябре.

— Форс-мажорный перенос заключительного снежного сбора из Ханты-Мансийска в Мурманск.

Тренер-консультант Галина Куклева посчитала нужным заметить что на сборе, который она посетила, продолжительность тренировки составляла 1:30 — 1:50 и, стало быть, объем интенсивных силовых нагрузок высоким быть не мог. Отвечающий за это направление в женской сборной Сергей Ефимов согласился — лидеры сборной заметно снизили интенсивность.

Многого ждали от выступления уже отставленного Анатолия Хованцева — сам статус«свободного» человека априори давал ему возможность откровенно высказаться как об ошибках, так и о системных проблемах. Однако никаких откровений на собрании не прозвучало. Рискну предположить, что если бы отставка Хованцева не состоялась в марте, вопросов к нему было бы немало, а реплики и комментарии звучали бы жестко. В отношении же уволенного тренера члены Совета проявили известную снисходительность: видимо, для того, чтобы не обострять личные моменты. Резюмируя собственные впечатления от услышанного, тому, кто возглавит теперь женскую сборную придется, с одной стороны, нелегко, ведь ему предстоит решать проблемы как с функциональной, так и с психологической подготовкой, с другой — сами биатлонистки готовы внимать и работать под началом любого авторитетного тренера, и на их послушание тот определенно может рассчитывать. Что же до Хованцева, как бы не относились к той форме, в которой состоялась его увольнение, отставка была«по делу» — контроль над ситуацией авторитетный специалист утратил, хотя инструменты для того, чтобы его сохранить, у него были.

После часового перерыва просторный конференц-зал«Жемчужины Сибири» заполнили региональные тренеры. Общее собрание началось с выступления начальника КНГ Николая Загурского. Из всех прослушанных мной за много лет лекций«Сборная и биатлон» в исполнении Николая Степановича эта показалась самой яркой. Из нее присутствовавшие узнали следующее:

— О том, что прошедший сезон станет для Максима Чудова неудачным, можно было догадываться после изучения«лактатных данных» еще в июле.

— 40% промахов Ивана Черезова приходятся на первый и пятый выстрелы, и работа над этим — очевидный резерв для роста результатов лидера команды.

— Лишь Черезов и Максимов в мужской команде правильно подошли к главному старту сезона(то есть в наивысшей готовности), и когда бы не упомянутые«первые и пятые» промахи Черезова, наш медальный улов мог бы быть более весомым.

— Решительно все наши биатлонистки в прошедшем сезоне серьезно сдали в скорости, и лишь Екатерина Юрлова ощутимо прибавила, но в Ханты-Мансийск прибыла далеко не в лучшем состоянии.

— Эталоном выведения себя на пик формы к главным стартам в последние три года можно считать Анастасию Кузьмину.

— По средней скорострельности и точности(по четырем лучшим) нашей женской сборной в прошедшем сезоне нет равных, но срывы мы себе позволяли просто катастрофические, а на лежке у нас наметился спад результатов.

— Эталоном соотношения тренировочных нагрузок достигнутым результатом в России является график Ольги Пылевой в сезоне 2001/2002.

— За последние годы ни одна спортсменка, готовившаяся в первой сборной не пострадала от«перетренированности».

— Наш главный резерв — повышение скоростной выносливости и увеличение работы рук(медицинские датчики бесстрастно фиксируют: возможности ног спортсмены используют на 90 и более процентов, а рук — всего на 60)

Вместе с тем без ответа остался один из актуальнейших вопросов — динамика прохождения нашими биатлонистами финишного круга, ведь с декабря 2008 года мы регулярно проигрываем в этом«моменте» большинству конкурентов.

Выступили на общем собрании и другие специалисты:

Владимир Барнашов: То что мы не подпускаем к главной команде молодежь — предрассудки. На этапах Кубка мира выступило 18 российских биатлонистов — больше, чем у кого-либо. Есть насущная проблема«середнячков». Контингент спортсменов, успешно выступающих на российских отборах и даже на Кубке IBU, но не способных ни показать чего-либо, ни«подрасти» довольно велик. Стоит признать что«середнячки» серьезных задач в сборной не решают и давать большие преференции молодым спортсменам, чей рост продолжается. Для этого стоит пересмотреть принципы отбора(с тем что их непременно стоит пересмотреть согласились также Сергей Кущенко, Валерий Польховский и подавляющее большинство специалистов из регионов — прим. Авт.).

Валентин Задонский(Москва): Хватит производить отбор слепо опираясь на национальный рейтинг и устраивать«дробный» чемпионат страны — в декабре, в марте, в апреле… В СССР существовала практика — проводить национальный отбор за несколько недель до главного старта сезона(проходил он обычно в Бакуриани). На чемпионат мира ехал не тот кто«набрал очки» где-то там на зачетных стартах а тот кто лучше готов на данный момент! Почему мы ушли от этой практики? Что же касается главного вопроса, витающего сейчас в воздухе, кадрового, то в папку каждого участника заседания была вложена анкета, в которой было два вопроса:

1) Кого бы вы предложили для работы в тренерском штабе сборных команд основного и молодежного состава?(по две вакансии старших тренеров и по пять — тренерских)

2) Возможность привлечения иностранных специалистов —«да» или«нет» — и кандидаты.

Свои мнения участники собрания могу отправить в СБР до конца апреля. Решение по тренерскому штабы Правление, на основании анкет, примет в конце месяца.



Спонсоры и партнёры

Титульные спонсоры
Спонсоры
Технические партнёры
Информационные партнёры
Партнёры