Главные новости
Николай Лопухов: «Я стал более мягким тренером»
На оберхофском этапе Кубка мира по биатлону мужская сборная выиграла пять медалей. Biathlonrus.com побеседовал с одним из творцов этого успеха – старшим тренером мужской команды Николаем Лопуховым. О воспитании своих фуркадов и свендсенов, вариативности в планах подготовки к чемпионату мира, а также уходе от тоталитаризма в работе с подопечными – в интервью наставника, у которого в начале биатлонного пути было достаточно противников.
— Николай Петрович, поздравляем вас с отличным выступление подопечных в Оберхофе. Пять медалей в трех гонках – о большем, наверное, и мечтать нельзя?
— Я прожил долгую жизнь и прекрасно понимаю, что все время выигрывать нельзя – за ярким всплеском всегда идет спад, но нужно сделать так, чтобы спады были как можно менее болезненными. Избежать болезненных спадов помогает только опыт. Мы должны выйти на уровень Фуркада и Свендсена. Мы постоянно должны быть близко к топовым местам, без глубоких падений. Этап Кубка мира в Оберхофе показал, что мы уже рядышком с лучшими биатлонистами планеты. Теперь другой вопрос, как удержать этот уровень. Для этого нужен профессионализм спортсмена и компромисс тренера. Важно, чтобы спортсмены правильно отдыхали и настраивались.
— Болельщики сейчас переживают, как бы команда раньше времени не вышла на пик формы. Но со слов ребят понятно, что их форма сейчас далека от идеала и нагрузки сбора в Риднау дают о себе знать.
— Мое тренерское кредо таково: мне не нужны сиюминутные результаты. Меня интересует платформа – сумма технического, функционального, стрелкового мастерства спортсмена. Малышко проявил себя, но и Гараничев рядом с ним, да и Шипулин, Устюгов, Волков, Маковеев неподалеку. Моя задача вывести всех спортсменов сборной на эту высокую платформу, а кто уж из ребят выстрелит с нее, это другой вопрос. Ребята должны конкурировать друг с другом. Важно, чтобы они видели свои недостатки и работали над ними.
— Дмитрий Малышко совершил хет-трик в Оберхофе, выиграв золото эстафеты, спринта и пасьюта. Вас не удивила такая прыть спортсмена?
— Мы хорошо знаем специфику этого спортсмена. Малышко летом показывает средненький уровень, но в соревновательный период раскрывается. Он настоящий спортсмен-зимник. Летом должна пройти хорошая подготовка, а потом уж ребятам необходимо проявлять свой характер. Дима здорово выступил в Оберхофе, но и другие наши парни очень сильны.
— Для мужчин этап Кубка мира в Рупольдинге стартует уже в четверг. Как сейчас строится работа в команде с учетом, что чемпионат мира все ближе?
— Мы решили пойти двумя путями: одни спортсмены будут готовиться на высоте 1650 метров, а другие – на 1200 метров. Выбрали направление, что Дмитрий Малышко и Евгений Устюгов на несколько дней отправятся тренироваться на высоту в итальянскую Антерсельву. В эстафете они не выступят, но к спринту уже будут в боевой готовности. Планируем, что в эстафете на старт выйдут Алексей Волков, Антон Шипулин, Андрей Маковеев и Евгений Гараничев.
— Довольно экспериментальная четверка получается. Вы не сторонник наигрывания состава на эстафету?
— Это вопрос непростой. Я считаю, что решение по составу на эстафету надо принимать всем коллективом. В каждой конкретной ситуации нужно обсуждать решение тренерами и спортсменами. Нам делить нечего, все понимают, что мы идем к общей цели. У нас сейчас хороший боеспособный коллектив и каждый из ребят должен быть готов заменить заболевшего или менее готового на данный момент.
— Не было ли желания подтянуть в сборную
— Мы следим за Кубком IBU, но на сегодняшний день не увидели там никого, кто прямо сейчас пришел бы в основу и усилил бы ее. Мы не хотим лишних людей на этапах Кубка мира. Молодежь должна приходить с Кубка IBU уже готовой к победам. В основе должны быть шесть человек, которые могут выйти на старт. Лишние люди отрицательно влияли бы на атмосферу, да и зачем просиживать в запасных, когда можно выступать на Кубке IBU?
— Шестерка биатлонистов основы, похоже, не планирует сдавать позиции.
— Сейчас мы не видим смысла менять Маковеева или
— Вы не сторонник ротации?
— Ротация должна быть осмысленной. Хороший пример – Алексей Волков. Он хорошо тренировался летом, но потом результаты были сомнительные. Мы отправили Алексея на этап Кубка IBU, где он прекрасно выступил. Теперь у Волкова горят глаза. Даст Бог, чтобы он проявил себя. На данный момент результаты Виктора Васильев и Тимофея Лапшина не соответствуют уровню Кубка мира. Тоже самое, к сожалению, и про Ивана Черезова можно сказать, хотя мы и рассчитываем на него. Резервисты должны прийти на Кубок мира как хозяева. Я специально ездил на
— Каким образом вы определили, что
— У нас всегда должен быть поиск. Если честно признаться, то это очень сложная тема. Я не давлю на спортсменов, мы дискутируем с ними и выбираем пути. Спортсмен должен быть сам для себя главным тренером. Биатлонист должен понимать свою работу и отвечать за свои действия. У меня не два и не три варианта подготовки, у меня их миллион. Нужно выбрать правильный путь.
— От вас часто приходится слышать слово
— Работа тренера очень неоднозначна. Я раньше был одним тренером, а сейчас я уже совсем другой. В молодости я был очень жестким тренером – это касалось и ребят, и девчонок. Сейчас я понимаю, что так нельзя –
— Вы стали более гибким?
— Наверное, это неправильное слово. Я бы хотел дать спортсменам силу. Моя идеология – спортсмен должен быть очень сильным, очень смелым. Спортсмен должен быть одержим своей работой, если этого нет, то это конец для него. Нужно побеждать Свендсена, Фуркада, и в первую очередь самого себя.