Главные новости

Николай Лопухов: «Я всегда говорю: по мужику техника!»

10/12/2012

Итогом выступления мужской сборной в Хохфильцене стали серебро Дмитрия Малышко в пасьюте и командная бронза в эстафете. Biathlonrus.com побеседовал со старшим тренером сборной Николаем Лопуховым, чтобы узнать о перспективах Черезова, оценках собственной работы по итогам двух этапов Кубка мира, планах на подготовку к январю и особенной технике французской лыжной школы.

Николай Петрович, в каком составе выступит сборная России на третьем этапе Кубка мира?

В Поклюке к команде присоединится Иван Черезов, а Алексей Волков отправится на Кубок IBU. То есть в составе команды будут Шипулин, Малышко, Маковеев, Гараничев, Устюгов и Черезов. Дело в том, что в Кубке мира могут выступать только шесть человек, и кем-то надо жертвовать. Иван Черезов – опытный спортсмен, очень нужный нам в перспективе, и мы были обязаны его посмотреть, проверить. А ротация вызвана тем, что мы приглашаем Ивана, и кто-то должен уехать. Перед началом сезона тренерский штаб объявил, то Иван выступит на втором и третьем этапах Кубка IBU.

Почему и когда вы поменяли решение?

Не нужно бояться скорректировать планы, когда этого требует ситуация. Иван ярко выступил на этапе Кубка IBU в Норвегии, и мы решили просмотреть его на Кубке мира. Мы отлично знаем, что это за спортсмен и насколько опытный, и нам важно увидеть в борьбе на сильнейшем уровне.

В мужской команде сейчас очень высокая конкуренция. Вы в свое время сталкивались с подобной ситуацией, когда тренировали непобедимую женскую сборную по лыжным гонкам…

Тогда все-таки было проще по той причине, что там большее количество спортсменов участвовало в соревнованиях – восемь человек, а не шесть, как сейчас. Так что сейчас сложнее. В принципе и тогда были проблемы, и сейчас есть сложности.

Есть минусы у внутренней конкуренции или, когда в команде много сильных спортсменов и есть из кого выбирать, — это исключительно положительный момент?

Да, у нас в команде действительно много хороших спортсменов. Но нам хотелось бы вырастить спортсменов экстра-класса. Пока у нас команда ровная, без яркого лидера, в отличие от тех же сборных Норвегии или Франции, где есть Свендсен, есть Фуркад. Спортсмены уровня, например, Исинбаевой – уникальные люди, и нам нужны такие. Сейчас у нас есть предпосылки, что мы воспитаем такого лидера. Дима Малышко хорошо выступает, очень одаренный спортсмен. Антон Шипулин, Женя Устюгов – у нас есть хорошие ребята. Хотелось бы, чтобы у них не было спадов, чтобы они росли, конкурировали с лидерами мирового биатлона постоянно.

Но ведь и у лидеров бывают спады. Тот же Свендсен начал сезон не так, как рассчитывал.

Да, но опытный спортсмен, и в течение сезона это еще докажет. Думаю, что у него проблем нет.

Если подводить итог двум этапам Кубка мира, то чем вы удовлетворены и что вас пока на данный момент не устраивает?

Команда выступила неровно, волнообразно. Нам не хватает стабильности. В Поклюке мы будем серьезно анализировать и подтягивать слабые звенья – они у нас есть. У нас будет время на корректирующую работу, так как больших тренировочных объемов в этот период не будет – ребята будут откатываться и настраиваться чисто психологически. Плюс у нас впереди новогодний перерыв, где тоже будет время на работу над ошибками. Вы затронули тему психологического настроя спортсменов.

Антон Шипулин признался, что фактически упустил победу в гонке преследования в Хохфильцене, потому что на последнем огневом рубеже на секунду допустил мысль о подиуме. Как бороться с такими вещами?

Это обычная жизненная ситуация – человек ошибся, потом осознал ошибку. В данном случае ошибка заключалась в том, что спортсмен отвлекается на посторонние факторы на рубеже. Если это войдет в систему, то для Антона это будет плохо. Спортсмен должен концентрироваться, должен видеть только свою мишень и не обращать внимания на стрельбу соперников. Биатлонист на рубеже должен видеть и слышать только себя — прописная истина.

Дмитрий Малышко, подводя итоги выступления в Хохфильцене, признался, что функционально чувствует себя лучше, чем рассчитывал. С чем это связано?

Дело в том, что у каждого спортсмена свои волны, свои биоритмы, и сейчас подошло его время. В прошлом году он тоже чувствовал себя хорошо, как раз в эти же сроки. Он очень ярко выступал тут в Хохфильцене ровно год назад. Бывает такое, что хочется коррекцию сделать, а все равно в какой-то определенный промежуток времени работоспособность снижается. В такие эпизоды корректируй, не корректируй – не получается подняться. Недаром же говорят, что есть декабрьские, январские, февральские спортсмены, хотим мы того или нет. Конечно, немного форму скорректировать можно, но незначительно.

Перед этапом в Хохфильцене одним из кандидатов покинуть главную сборную был Андрей Маковеев, но ему удалось сохранить место в команде благодаря хорошим результатам здесь. За счет чего ему удалось так выступить?

Андрей, конечно, понимал, что мог уехать на Кубок IBU, и за счет психологической концентрации он сумел собраться. Уверен, что здесь ключевую роль сыграла именно психология.

У Евгения Устюгова были проблемы со стрельбой, но он, судя по последним гонкам, сумел их решить?

Женя много работает в этом направлении. Сейчас у него есть позитивные сдвиги в этом. В решении этой проблемы залог успеха один – много тренироваться и работать.

В прошлые года сборная России тяжело вкатывалась в сезон, высокие результаты приходили не сразу. В этом году ситуация изменилась: в первой же гонке команда завоевала золото и продолжает радовать болельщиков медалями. С чем это связано? Может быть, это было сделано специально, чтобы не было критики?

В этом году мы хотели выйти на уровень близкий к уровню лидеров мирового биатлона, и сделать это с самого начала. Конечно, болельщики, руководство, журналисты, да все хотят, чтобы мы выступали успешно. В эстафете в Хохфильцене мы заняли третье место, и это очень хороший результат, но многие надеялись, что мы должны были выиграть. И, честно говоря, все предпосылки для этого были. Мы заняли третье место, но у нас есть резервы. Для реализации потенциала нужна хорошая базовая работа, так называемая школа. Если спортсмен периодически выступает на высоком уровне, значит он может себя подвести и к главным стартам сезона. А если он занимает 20–40–е места, то как у него это получится? Да, бывают случаи, когда ты вроде все время занимаешь низкие места, а потом выигрываешь крупные старты, но это случайность, а должна быть система. Мы не можем долго раскачиваться, для нашего российского менталитета это неприемлемо. Для нас важно достойно выступать на Кубке мира. Если мы будем занимать очень далекие места, то вы сами прекрасно понимаете, что будет с нами.

Где сборная России будет проводить тренировочный сбор после окончания третьего этапа Кубка мира?

Наши лидеры поедут в Риднау на учебно-тренировочный сбор готовиться к январским этапам Кубка мира. Остальные едут на соревнования «Ижевскую винтовку», которые являются отборочными на январские этапы.

По итогам этапа в Поклюке сколько человек поедут в Риднау?

Пять человек. У нас есть внутренние критерии отбора, согласно которым спортсмен для участия в Кубках мира должен занять с первого по восьмое место один раз или быть два раза в двадцатке, или быть в топ-15 по общему рейтингу. Если спортсмен выполняет эти критерии, то едет на подготовку к следующему блоку. В данном случае – это январские этапы Кубка мира. Если не выполняет, то едет на «Ижевскую винтовку».

Если подвести итоги выступления сборной на двух этапах Кубка мира, то какую оценку вы бы себе поставили?

Как специалист я себе никогда не ставлю пятерки. В лучшем случае четверку. Сейчас я бы поставил себе четыре с минусом.

Почему?

Потому что нет стабильности у спортсменов, это первое. По подготовке, по технике мне немного ребята не понравились. Вот у норвежцев чувствуется школа. Я видел, как они тренируются, начиная с детского возраста. Мы, конечно, работаем над техникой передвижения, но ее надо ставить в детстве. Много работаем в этом направлении, но пока еще не все получается. Поэтому четыре с минусом. Но эта оценка не говорит о том, что мы плохо выступали, она говорит о том, что есть над чем работать.

Вы сейчас сказали о норвежской лыжной школе, а каково ваше мнение о французской или немецкой?

Мне очень нравится стиль у французов, особенно то, что демонстрируют братья Фуркады. Не буду скрывать – я очарован стилем, техникой движения Фуркадов. Но школа чувствуется и у норвежцев, и у французов. Я всегда говорю: по мужику и техника!



Спонсоры и партнёры

Титульные спонсоры
Спонсоры
Технические партнёры
Партнёры