«Спорт-Экспресса» Евгений Дзичковский специально для Biathlonrus.com анализирует ситуацию с тренерскими назначениями в женской сборной России и задается вопросом – как в конечном итоге будет выстроена конфигурация тренерского штаба.

"/> Паззлы из разных коробок

Главные новости

Паззлы из разных коробок

15/04/2013

Обозреватель «Спорт-Экспресса» Евгений Дзичковский специально для Biathlonrus.com анализирует ситуацию с тренерскими назначениями в женской сборной России и задается вопросом – как в конечном итоге будет выстроена конфигурация тренерского штаба. 

Наступил апрель, и в биатлонном сообществе закипела работа. Пришло время реконструировать тренерский штаб.

Дело это, если взглянуть на результаты минувшего сезона, нужное. И, как показала жизнь, глубоко келейное. Просто переназначить, оставить, пригласить, уволить волею тех, кому это положено по должности, никак нельзя. Сначала нужно широко обсудить вопрос в узких кругах, затем поиграть в демократию и коллегиальность, а уже потом вынести вердикт на суд общественности.

Правильно это или нет — не наше с вами дело. Так устроена управленческая система. Она работает — мы оцениваем. И делаем выводы. Особенность настоящего момента: сделать выводы из последних решений СБР и Министерства спорта крайне сложно. По крайней мере, выводы, опирающиеся на логику.  

Конфигурация тренерского штаба, если говорить о женской сборной, пока не выстроена. Отсюда первый вопрос: а почему, собственно, она не выстроена, если назначения уже произведены?

Здраво полагая, тренеров приглашают либо снимают за что-то, а не просто так. Видят в них потенциал, методическую свежесть, умение оздоровить ситуацию — либо, наоборот, не видят: опираясь на это и принимают решение. Руководствуясь такими критериями, надо думать, приглашали в первую сборную Александра Селифонова. Видели, в чем он хорош, и примеряли его на проблемные участки работы.

Если так, что мешало нарезать зоны ответственности сразу после назначения? Вместо этого начался непростой и не быстрый переговорный процесс. Кирпич, призванный укрепить  стену, оказался не той формы, чтобы идеально лечь в кладку? На мой взгляд, это единственное разумное объяснение. То есть сначала Селифонова позвали, а затем стали прикидывать, как его получше использовать.

Подобные сюжеты тоже иногда дают плоды. Нестандартный ход, встряска, искусственная конкуренция и все такое. Но куда чаще срабатывают решения заранее выверенные. Здесь тонко? Утолстим, чтобы не порвалось. Там хлипко? Зацементируем понадежнее. Пока же все выглядит так, будто Селифонова пригласили ради самого факта приглашения и обновления. Что-то хотели поменять, а что, не знали. Чего-то хотели добиться, но каким способом — не ведали.

При этом Михаил Прохоров голосовал против кадровых новшеств. Отсюда второй вопрос: кто на самом деле заказывает музыку в российском биатлоне, если не президент СБР?

Не вызывает сомнений, что у Прохорова, как и у любого другого члена правления, ровно один голос. И в что в демократических организациях, каковых, говорят, полно в нашей стране, плюрализм — основа основ. Президент оказался в меньшинстве, попереживал, наверное, после заседания, но что поделаешь? Демократия — она такая. Хочешь прогресса — умей наступать на горло собственной песне. И Прохоров наступил.

Но как быть с паром, вырывающимся из под кастрюльной крышки и проникающим, по словам исполнительного директора СБР Сергея Кущенко, в «публичное поле»? Люди, удаленные от процессов в российском биатлоне, в настоящий момент почти уверены: имела место борьба не столько мнений, сколько структур. Министерство спорта требовало перемен, руководство СБР отстаивало право на независимость суждений, в результате на свет родились фрагменты скульптурной композиции, но не она сама.

Чего во всем этом больше — спорта, политики или мужского желания помериться чем бы то ни было?

Главное же, что до сих пор смущает, пожалуй, и самих реформаторов — половинчатость предложенных мер. Потому что формула «Селифонов плюс Пихлер» куда более туманна, нежели «либо Селифонов, либо Пихлер». Тут можно вспомнить и про коня с трепетной ланью, и про разницу подходов, и про характеры с менталитетами, и еще много про что. Про то, например, что две головы — не всегда лучше, чем одна.

Понятно, что исходные данные были непростыми. По финансовым причинам убирать Пихлера смысла не имело: его контракт, насколько я знаю, составлен таким образом, что тренер получит причитающееся в любом случае, даже если проведет весь следующий год в рупольдингском гаштете. А дядька он при этом убедительный: так все разложит, что засомневаешься, не было бы нашему женскому биатлону без Пихлера еще хуже. 

И Селифонов, однако, — специалист опытный, спокойный, дававший, в отличие от немца, результат. Сейчас многим кажется, что проку от него будет больше, потому что меньше уже некуда. Но стоило ли сводить их вместе? Не итог ли это аппаратного тяни-толкая, сложного политеса и неподеленной до конца ответственности?

Теперь у каждой из руководящих сторон в случае сочинской неудачи будет возможность сказать: «Мне не дали полностью выдержать взятый курс — отсюда и результат». Это своего рода зонтик над головой, который никому не помешает, пусть даже СБР и Минспорта действительно едины желании достичь консенсуса. Однако нас с вами — то самое публичное поле, куда изредка прорывается биатлонный пар, интересует в первую очередь спортивный итог.

Из чего он родится, если за Пихлером останется та самая функциональная подготовка, за которую его весь сезон и пинали? А если не останется (ведь теперь в сборной есть еще один функциональщик Сергей Ефимов), неужели немец станет заниматься стрельбой? Но ведь и «стрелков» отныне тоже два — Селифонов и Ростовцев! Выходит, не избежать нам двух разных команд и лютых отборочных стартов, где дикую роль будут играть погода и смазка в день конкретной квалификационной гонки?

Ничего не понятно. Тревожно. А вершителям биатлонных судеб, думаю, еще тревожнее. Нам-то с вами наблюдать, балаболить да негатив по форумам гонять. А ответственным людям — думать тяжелую думу про то, как сложить воедино паззлы из разных коробок.

С другой стороны — работа у них такая.



Спонсоры и партнёры

Титульные спонсоры
Спонсоры
Партнёры