Россия биатлонная. Остров
Руководитель медиа-службы СБР Константин Бойцов побывал в Острове, где в 2017 году пройдет чемпионат мира среди юниоров, и уехал оттуда с убеждением, что его успешное проведение – исторический шанс не только для СОЦ «Юность», но и для всей Псковской области – земли небогатой ресурсами, но оттого знающей цену деньгам.
В 2017 году в Острове, что в Псковской области (хотя для любителей биатлона это, безусловно, лишнее уточнение), состоится чемпионат мира среди юниоров. Для тех, кому может показаться, что статус турнира не слишком высок, и справиться с его проведением труда не составит, напомним перечень биатлонных стадионов, принимавших чемпионаты мира в последние 10 лет (румынский Чейле Градистей-2016 не считаем – пусть сначала проведет):
2015 – Раубичи (Белоруссия)
2014 – Преск Айл (США)
2013 – Обертиллах (Австрия)
2012 – Контиолахти (Финляндия)
2011 – Нове Место (Чехия)
2010 – Торсбю (Швеция)
2009 – Кэнмор (Канада)
2008 – Рупольдинг (Германия)
2007 – Мартелл (Италия)
2006 – Преск Айл (США)
У вас, читатель, хоть одно из перечисленных мест вопросы вызывает? В России, кстати, юниорский чемпионат мира по биатлону проходил единственный раз — в 2001 году, в Ханты-Мансийске.
В прошлом году Белоруссия провела юниорский чемпионат на таком уровне, что было любо-дорого посмотреть. Обновленный стадион, зрители даже в будни заполняли трибуны минимум на две-трети, прямые трансляции на центральных каналах, полстолицы в праздничных афишах. Через 18 месяцев примерно такой же праздник предстоит организовать райцентру Псковской области. Сообщу тебе, читатель, маленький факт собственной биографии – во Пскове прошло все мое раннее детство, практически все школьные каникулы, в нем до сих пор живет немало моих родственников и друзей. Однако, даже это трогательное обстоятельство не перечеркивает тревожных сомнений, как один из самых скромных регионов страны (в рейтингах социально-экономического развития область лишь в последние четыре года как-то подтянулась из восьмого десятка в седьмой) проведет соревнования, которых даже близко не проводил за всю свою тысячелетнюю историю? Как «столица российской депопуляции» (с 1924 года по 2008 население области сократилось почти на миллион и теперь только-только начинает расти) справится с требованиями времени и популярности биатлона. Я уж не «киваю» на планку Раубичей, Нове Место или Рупольдинга…
Возьмем такой барометр экономики спорта в регионе, как командные виды. На российском уровне Псков представлен лишь в футболе. ФК «Псков-747» прочно прописался в середине зоны «Запад» второго дивизиона (пусть и в верхней его половине) и наверх вряд ли в ближайшее время вылезет.
С 2001 года не было лета, чтобы не приезжал я в Остров на базу «Юность». Благо, к зову «глиняной родины» добавлялся служебный долг — все первое десятилетие нового века сборные по лыжным гонкам и биатлону хоть разок за летний подготовительный период включали «Юность» в график тренировочных сборов. Но с тех пор ведь сколько всего изменилось! Столько современных баз и стадионов появилось в России: Уфа, Тюмень, Чайковский, Токсово, Сочи…(снова кого-то обидел, не упомянув). Да и финансовые возможности даже региональных сборных выросли настолько, что сборы, хоть в России, хоть за рубежом поводи. Про Остров уже и не вспоминают. Словом, актуальных вопросов много, а «перспективных» еще больше. С тем и поехал.
Систему оснежения и стрельбище – госбюджет, а с остальным справимся
СОЦ «Юность» функционирует (читай – принимает у себя лыжников и биатлонистов уровня национальной сборной) с зимы 1997 года. Пара деревянных домиков, в которых успели пожить Любовь Егорова, Юлия Чепалова, Евгения Медведева, Михаил Иванов, Евгений Дементьев, вся сборная по биатлону от поколения Куклевой-Пылевой-Майгурова-Ростовцева, сейчас выглядят музейными объектами. Скрипучие лестницы напоминают мальчишкам и девчонкам местного СДЮШОР о славных традициях «старой школы». Плакат с фотографиями чемпионов разных лет, ковавших свое золото на трассах псковщины, занимает почти всю стену «нового» (с 2003 года функционирует) трехэтажного жилого корпуса и будто зовет юных спортсменов – присоединяйтесь! Места для новых фотографий, впрочем, почти нет. Амортизация «тех самых» деревянных корпусов, кажется, тоже давно исчерпана, но мысль об их сносе (даже при наличии средств) кажется хозяевам кощунственной.
— Внутри уже все переделали, — тревожно сообщил заместитель директора «Юности» Сергей Жданов. — Наружный косметический ремонт еще проведем, покрасим и будет лучше нового! У нас пару лет назад на Кубке IBU комиссия международного союза все осматривала – никаких замечаний к этим корпусам не было. Напротив, сказали, сохраните обязательно. В Австрии или Германии такие постройки особенно ценятся — история.
Спорить не хочется, пусть остаются. Согласен даже на мемориальные таблички – заслуженные люди здесь немалую часть жизни провели, а не какое-нибудь «учредительное собрание областной ячейки РСДРП» память по себе оставила. Пусть только «скворешники» (больше похожие на советские дачные времянки) по дороге к стрельбищу чем-нибудь заменят!
— Все это мы уже убираем, — словно прочитал мою мысль Жданов. В качестве доказательства он продемонстрировал мне пустырь на месте старой кочегарки. Что ж, раз кочегарку снесли, процесс, видимо, пошел всерьез. Кочегарка была своего рода иллюстрацией этапов раннего строительства на «Юности». Ее («Юности») идеологом и атомным двигателем являлся (и является по сей день) Павел Мищенков. В конце 80–х – начале 90–х молодой тренер по лыжным гонкам, а ныне – глава Островского района и член областной Думы.
Каков был главный принцип строительства тех далеких уже лет для Псковского (особо подчеркиваю) региона? Найти бесхозное здание и получить разрешение властей – разобрать его на стройматериалы. Я не уточнял, но почти уверен, что вплоть до 2002 года решительно все здания на «Юности» так и строились.
В 2002 году случилось эпохальное — свой родной островской Михаил Иванов стал олимпийским чемпионом в гонке на 50 км. Ради такого достижения на «Юность» стало приезжать высокое начальство. После визита Валентины Матвиенко база получила пару снежных пушек, достроила стрельбище, завершила укладку асфальта на длинных петлях и достроила то, что сейчас называется «новые корпуса». По псковским меркам возраст этих объектов и оборудования едва перешагнул «детский». У тренеров и специалистов мнение, правда, иное. Оттого вдвойне удивительно, как прошла заявка на юниорский чемпионат мира? Дух Великой княгини Ольги (уроженки псковских земель, если опираться на «Повесть временных лет») помог, не иначе.
— Ничего-ничего тут не останется — все заменим на современные высокотехнологичные деревянные домики, — отрывает меня от размышлений «о вечном» мой спутник. — Вот этот только домик оставим — здесь Виталий Мутко останавливался, мы его так и называем.
«Домик Мутко» и вправду спокойно можно оставлять еще лет на 30. Его стены выложены из таких бревен, что сгодились бы даже псковскому кремлю во дни осады, например, Ливонским орденом или войском Стефана Батория, да и вообще…
— Вот там за дорогой возведем гостиничный корпус из двух-трехэтажных деревянных домиков. Здесь (прим. Жданов обводит рукой бескрайний пустырь неподалеку от стрельбища) будет ФОК с игровыми залами, а на месте старого физкультурного городка возведем ледовую арену. Той, что есть во Пскове, катастрофически не хватает – там одно только массовое катание может собой все сутки заполнить. Уже сейчас проектом интересуются клубы МХЛ – для проведения летних сборов «Юность» им интересна и сама по себе, а с появлением ледовой арены тем более.
Как у истинного патриота псковской земли, да к тому же человека с сильным воображением, виртуальный проект-2017 начинает рисоваться самыми яркими красками. Вот самосвал везет снег на трассу из крытого снегохранилища. Вот после дневного занятия в ФОКе отправляется к банному дворику на берег Горохового озера (банный комплекс, кстати, уже капитально реконструирован и расширен – вот уж есть на что приятно посмотреть) группа спортсменов. Вот новый с иголочки пресс-центр, в котором (о, чудо!) быстро и без перебоев работает wi-fi гостеприимно распахивает двери перед журналистами из 15 (именно столько было на последнем юниорском первенстве в Раубичах) стран…
— Главная наша задача — реконструкция стрельбища и всей системы оснежения, — вернул мня из мира грез Жданов. — Здесь основная надежда – федеральные средства. Со всем остальным справимся своими силами — тем более губернатор Андрей Турчак лично возглавил оргкомитет и прилагает все усилия…
Изменим подход к стрельбищу, оборудуем два тоннеля и построим раздевалки на 80 человек
— Стрельбище на сегодняшний день – главное, – отметил Жданов, когда мы с ним вышли на «центральную арену». Здесь пока все, как было в 2013 на Кубке IBU: легкие ограждения, успевшие поржаветь трибуны-времянки, модульные технические помещения для хронометристов и судей, вакс-кабины… Словом, вся та «честная бедность» на которую способна была область пару лет назад. Гостиничного фонда не хватало – селили в Пушкинских горах и во Пскове (в обе стороны примерно 40 км) и справились – иначе б разве доверили юниорский чемпионат мира?
— Но ведь Контиолахти (еще совсем недавно) или Эстерсунд (в 2007 году) – тоже сильно нуждались в реконструкции. И IBU, доверяя им чемпионаты мира, становился катализатором их развития. Не поступи он так – вполне могли бы потеснить шведский и финский центры из нынешнего календаря. Может и Острову в этом смысле выпал счастливый билет, — размышлял ваш автор обводя глазами траншеи и нагромождения бетонных блоков.
— Вот по этому подземному тоннелю будет выход на биржу и на старт, — звал за собой мой гид. — По нему можно попасть в оружейку – она будет встроена в защитный вал (уже есть фундамент и стены – прим. авт.). А второй тоннель – на другом конце стрельбища – для тренеров и зрителей, по нему можно будет уходить на трассу. Мы, кстати, изменяем петлю, и теперь подход к огневому рубежу будет иным. Вы не подумайте – мы очень хорошо понимаем, что такое юниорский чемпионат мира и торопимся к зиме. Зимой приедет комиссия IBU – в первую очередь будут смотреть трассы и огневой рубеж. Да и вообще осталось 18 месяцев. Практически каждую неделю у нас собирается оргкомитет во главе с Андреем Турчаком. Сейчас решается вопрос с подведением новой ветки газа и водопровода. Протянем летом-весной – дальше легче будет. Гостиничный фонд готовы взять на себя частные инвесторы – в предложениях нет недостатка, после чемпионата мира жилой фонд пустовать не будет. Вот, видите – четыре корпуса раздевалок строим. В каждой будет санузел, душевая и диван – чтобы спортсмен мог отдохнуть…
Я слушаю Жданова и понимаю, что он вместе с Мищенковым (Павел Геннадиевич в этот день был вдали от Пскова – да и забот у него как у главы района теперь куда больше, чем одна только база, пусть и готовящаяся принять чемпионат мира) и еще массой людей (включая молодого губернатора, которому с 2009 года, поверьте, многое удалось) готовы вывернуться наизнанку, чтобы чемпионат мира прошел на хорошем уровне. Однако, реализовать этот титанический, для небогатого края, проект можно будет лишь тогда, когда вся финансово и экономически активная элита региона осознает всем своим нутром, что юниорский чемпионат мира – исторический шанс для того, чтобы не только модернизировать спортивную и туристическую инфраструктуру области, но и доказать собственному народу (да и всей стране) собственную состоятельность и эффективность. В нынешней непростой ситуации грядущий чемпионат мира – огромный вызов и всему спортивному хозяйству страны. Денег мало (да слишком много и не требуется – чай не футбольный мундиаль, не формульные гонки и не чемпионат мира по водным видам), но требования текущего момента таковы, что тем что есть надо рачительно распорядиться, выделить вовремя, помочь со строительством и организацией, с телетрансляциями… И тогда счастливы будут все – и «Юность», и область, и российский биатлон, и все наше спортивное хозяйство. Я, возможно, идеалист, но для футбольного чемпионата мира, биатлонный турнир 2017 года в Острове станет хорошей поддержкой – и пусть мне скажут, что я ничего не понимаю в футболе.