Главные новости

Сборная России заняла шестое место в мужской эстафете на чемпионате мира в Рупольдинге

09/03/2012

Россияне заняли шестое место в мужской эстафете на чемпионате мира в Рупольдинге. Золото выиграли норвежцы, серебро – французы, бронзу – немцы.  В составе российской команды выступали: Антон Шипулин, Андрей Маковеев, Евгений Гараничев, Дмитрий Малышко. 

Чемпионат мира. Рупольдинг (Германия). Мужская эстафета

1. Норвегия – 1:17.26,8 (1+7)

2. Франция +29,7 (0+10)

3. Германия +53,0 (0+10)

6. Россия +1.44,1 (1+12)

Валерий Польховский: «Конечно, такой результат не может нас удовлетворить — хотелось выиграть медаль»

Дмитрий Малышко: «Лежкой я недоволен — пошел не в своем темпе, потому что пришлось догонять лидеров»

Евгений Гараничев: «Наверное, мне опыта не хватило — поторопился на стрельбе»

Андрей Маковеев: «Самочувствие сегодня было хорошее — ногами отработал наравне с Симоном Фуркадом»

Антон Шипулин: «Этап сложился хорошо для меня, но не так, как я мечтал»

Biathlonrus.com вел текстовую трансляцию гонки.

Видеотрансляция IBU

Видеотрансляция Sportbox.ru.

С чего начинается… (Превью Константина Бойцова)

Из 33 советских и российских биатлонистов, носящих звание чемпиона мира, есть только один спортсмен не имеющий золота в эстафетных гонках. Это единственное исключение составляет наш первый олимпийский чемпион и чемпион мира Владимир Меланьин, выступавший в составе эстафетного квартета лишь на своем последнем чемпионате мира – 1966 года.

Опыта эстафетных гонок у нас в то время не было вовсе. А опыт был ой как нужен, ведь совершенно новая дисциплина, кардинально отличавшаяся от индивиудальной гонки. Кто в то время имел понятие о штрафном круге (он в первые годы эстафетных стартов составлял 200 метров) и дополнительных патронах? В декабре 1965 года главный тренер тогдашней сборной Евгений Поликанин втолковывал любителям спорта на страницах «Советского спорта» — чем отличаются мишени эстафетной гонки от традиционных «диаметров». И вроде бы черным по белому написано – мол, диаметр на лежке 12,5 см, а на стойке – 30 см, и так далее (иллюстрация перед вами). Однако, спустя пару месяцев, в канун чемпионата мира в немецком Гармиш-Партенкирхене все в том же издании Поликанин пожаловался на то, что из-за неточной трактовки новых правил наша команда на всех тренировках вела огонь по 30–сантиметровым мишеням, и вот теперь в считанные дни до старта вынуждены срочно переучиваться. Проблемы на первой в истории чемпионатов мира эстафете у нас были не на лежке, а на стойке – Николай Пузанов, Владимир Гундарцев и Владимир Меланин насобирали на троих пять штрафных кругов (лишь Николай Мещеряков пробежал мимо 200–метрового штрафного круга) и наша команда в своей дебютной эстафете осталась без наград.

/content/news/39770/00479CCC28396A29C4A0

Меланьина вместе с Поликаниным в сборной на следующий год уже не было, а наш эстафетный квартет (Александр Тихонов, Виктор Маматов, Ринат Сафин и Николай Пузанов) впервые поднялись на пьедестал почета – на вторую его ступень. Чемпионам-норвежцам наша команда уступила 10 минут и 30 секунд (на чемпионате мира-2011 в Ханты-Мансийске, где в эстафете тоже первенствовала сборная Норвегии их выигрыш у последней из финишировавших команд составил 7.59,0). Количество штрафных кругов в той гонке гарантированно шокирует сегодняшнего болельщика – 13 у норвежцев и 16 у сборной СССР (Пузанов, например, после каждого рубежа заходил на четыре круга). Тот показатель преимущества первого места мужской эстафеты над вторым можно не колеблясь высекать в камне – побить его не суждено никому. А сборная СССР всего через год выиграла в эстафете олимпийское золото и открыла эпоху наших золотых эстафет. На заре ее, наш квартет дважды пытался покуситься на достижение норвежцев и – в 1969 мы обошли их на чемпионате мира в польском Закопане на 6.03, а еще через год – в шведском Эстерсунде наше преимущество составило 5.36. Однако эпоха первых эстафетных шагов мирового биатлона минула и вместе с ней цифры итоговых протоколов стали приобретать все более и более привычный вид. Одной из таких привычек для любителей спорта той поры стало почти безоговорочное лидерство сборной СССР. В эпоху большого калибра мы не знали себе равных, да и потом выглядели весьма и весьма достойно.

Вот вашему вниманию несколько таблиц, иллюстрирующих, как менялась эстафетная мода.

1966 – 1977 (крупный калибр)

СССР                        6          3          0

Норвегия       2          4          1

Финляндия    1          2          1

ГДР                0          0          3

Польша          0          0          2

Швеция          0          0          2

1977 – 1990 (малый калибр)

ГДР                6          3          1

СССР                        3          2          3

Италия           1          0          1

Норвегия       0          2          2

ФРГ                0          1          3

Финляндия    0          1          0

Франция        0          1          0

1991 – по н. в. (новейшая история)

Германия       5          1          5

Россия           4          6          0

Норвегия       3          5          3

Белоруссия   1          1          3

Франция        1          1          1

Италия           1          0          1

Австрия         0          1          1

Украина         0          0          1

Топ-7 (за всю историю)

СССР/Россия          13        11        3

ГДР/ФРГ/Германия  11        5          12

Норвегия                  5          11        6

Италия                       2          0          2

Финляндия                1          3          1

Франция                    1          2          1

Белоруссия               1          1          3

Как видите, если уж говорить где-то о «закрытом клубе», то на примере эстафет. Помню как в 2005 году на чемпионате мира в Хохфильцене обратил внимание на почти истерическую радость сборной Норвегии после эстафетной победы. Вот ведь, подумал, странные люди эти норвежцы. Ханеволд, Гьеланд, Бьорндален… — что их так возбудило? Полез в архивы и обнаружил, что то была первая победа норвежского квартета на чемпионатах мира с того самого 1967. А кто не помнит знаменитой немецкой «засухи» — когда начиная с олимпийской победы 2006 вплоть до января 2011 года бундесманшафт не могла выиграть ни одной эстафеты. Нет, эстафета – наша дисциплина. Дисциплина, от которой, собственно и строится команда. Именно неспособность нашего тренера сборной добиться успеха в эстафете – есть свидетельство его несостоятельности или творческого кризиса. Именно хроническая неспособность выиграть хоть одну эстафетную гонку привела к отставке после Игр в Турине Николая Савинова (да-да – с декабря 2003 по март 2006). Подозреваю, что и Михаилу Ткаченко с Валерием Медведцевым все бы простили после минувшего сезона (тем более – три медали чемпионата мира) – когда б не шокирующие 13 и 14 места в эстафете на кубковых этапах в Оберхофе.

В свете усиливающихся унылых настроений в стане наших болельщиков, хочу вспомнить чемпионат мира 2007 года. Чемпионат, на которую мы привезли просто потрясающую мужскую команду. Дмитрий Ярошенко, Николай Круглов, Максим Чудов, Иван Черезов – все успели на пути в Антерсельву постоять на пьедестале личных гонок (а Сергей Рожков несколько раз финишировал четвертым), а в эстафете так просто рвали соперников на части. И вот проходят три личные гонки чемпионата мира, проходит смешанная эстафета…  - в копилке сборной одна серебряная медаль, добытая Максимом Чудовым в сумасшедшем финишном рывке гонки преследования. И тут приходит день эстафеты! То была, наверное, идеальная, эталонная эстафета, обязанная войти в мировые учебники! Три первых этапа, три лучших хода, шесть неподражаемых огневых серий. Заключительный этап Николая Круглова превратился, по сути, в круг почета. Один дополнительный патрон на четверых – еще один действующий мировой рекорд в эстафетных гонках. Серебро Чудова в гонке преследования так и осталось единственной нашей личной наградой, но с того чемпионата уезжала не просто мужская сборная, а команда чемпионов.

Вот и теперь… Я уже предостерегал болельщиков от завышенных ожиданий в отношении наших ребят в личных стартах (вы, кстати, задавайте вопросы, я готов на них отвечать) – не дозрели они еще, хоть и успели заявить о себе на кубковых стартах. Просто чемпионат мира – другие среда и атмосфера. Дебютант чемпионата мира способен добиться на нем успеха лишь в случае благосклонности Фортуны (а с нашей мужской сборной она в Рупольдинге вот уже 15 лет ой как сурова), но собранные в команду те же дебютанты способны свернуть горы. Поэтому, считайте меня безнадежным оптимистом и человеком неспособным снять розовые очки, но ниже второго места наш квартет в сегодняшней гонке опуститься не должен – кубковые успехи тому порукой. Кстати, в те редкие годы, когда наша мужская команда брала Кубок наций (в 1996 и 2007 годах) эстафету на чемпионатах мира мы выигрывали, что называется, за явным преимуществом. И плевать что за эти же 15 минувших лет, мы побеждали в Рупольдинге лишь однажды – опять таки в эстафете побеждали!

Мужские эстафеты в Рупольдинге (1996–2010)

Сборная        З          С         Б         Всего

Норвегия       6          4          2          12

Германия       4          6          2          12

Россия           2          3          4          9

Белоруссия   1          0          2          3

Франция        1          0          0          1

Австрия         0          1          3          4

Финляндия    0          0          1          1

Попробуем вместе рассудить – что нынче способно нам помешать?

Прежде выпишем в ряд эстафетные составы стран-фаворитов.

Россия: Шипулин, Маковеев, Гараничев, Малышко.

Франция: Беатрикс, С. Фуркад, Беф, М. Фуркад.

Германия: Шемп, Бирнбахер, Грайс, Пайффер.

Швеция: Армгрен, Ферри, Бергман, Линдстрем.

Норвегия: Бьорндален, Браттсвеен, Бе, Свендсен.

Никого, кажется, не забыл. Отнесу в разряд «темных лошадок» Чехию, Италию, Украину и Словению, но их составы «анатомировать» нет нужды, да и попадание любой из этих команд на третью ступень пьедестала — уже будет сверхуспехом для названных команд и звонкой пощечиной фаворитам.

При всех «за» и «против» тренеры сборной России заявили сильнейших. Про отсутствующего в старт-листе Евгения Устюгова я лично уже много рассуждал. Не стану повторяться – помимо невыдающейся готовности в этом сезоне Женя в эстафетах имеет слишком значительный груз негатива. Тут и невероятное количество штрафных кругов и антирекорды в составе команд сезона 2010/2011. Опыт и талант олимпийского чемпиона, без сомнения, еще будут востребованы в эстафетных гонках, но нынешнее кадровое решение по нему – решение нелегкое, но мудрое.

Итак, первый этап. Если с Шипулиным все в порядке и не ударит оттепель – первым передать эстафету должен он. За всю карьеру (включая юниорскую) в эстафетах он побывал на штрафном кругу единственный раз да и все 8 патронов на одном рубеже использовал очень редко. Ходом, соперничать с ним может только Бьорндален, но у великого на этом чемпионате мира совсем уж никакая стрельба – даже в смешанной эстафете именно он, зайдя на штрафной круг, оказался слабым звеном в золотом квартете. Уле Эйнар способен на чудеса, но здесь в Рупольдинге норвежцы-мужчины производят впечатление сборной допустившей системную ошибку. Говорят, у звезд команды возникли трения с тренером, приведшим к молчаливому игнорированию требований коуча. До добра эта холодная война еще никого не доводила – хоть мужская сборная Германии может подтвердить. В общем, уже на первом этапе Шипулин может остро атаковать и он это понимает.

Второй этап у нас за Андреем Маковеевым. Несмотря на то, что в личных гонках стрельба нередко подводит воспитанника тобольского биатлона, в эстафетах он стреляет почти без ошибок. Бирнбахер, Ферри и старший Фуркад – погоня, конечно, серьезная, но сверхреактивных ребят здесь нет и нервы ни у кого не железные. Предположу, что мы сохраним лидерство, а погоня развалится. Больше шансов сохранить позицию для атаки имеют немцы и шведы (если не провалятся на первом этапе), французам и норвежцам сложнее и это наш шанс оторваться от двух опасных команд – в тесной схватке с ними на последнем этапе россияне уже не будут фаворитами.

Третий этап – наш час истины. Не больше двух дополнительных патронов – вот что должен выдержать Евгений Гараничев. При этом Женя еще должен быть свеж на трассе. Бергман и Бе скучать не дадут. Хотя шведа могут подкосить хлопоты молодого отца, заставляющие много времени проводить в самолете. В свою очередь Бе – не прошлогодний метеор, а стрельба у действующего обладателя Кубка мира совсем рассыпалась. А вот для немецких болельщиков начиная с этого этапа предстоит настоящее испытание нервов – Грайс сейчас способен играть почти исключительно «от обороны». Что там Беф – знает только биатлонный бог. Оттого и ожидания – Гараничеву необходимо привезти Дмитрию Малышко 30–40 секунд превосходства над преследователями.

Четвертый этап. Малышко предстоит отбиваться от двукратного чемпиона-2012, двукратного олимпийского чемпиона и Фредрика Линдстрема (этот подарков не сделает). Стартовать с этими ребятами с одной линии – тягчайшее испытание, хотя от Фуркада Малышко в декабре, как раз на последнем эстафетном этапе, успешно убегал. В любом случае Дмитрию хорошо бы иметь преимущество и не пытаться доводить свою часть дуэли до финишного коридора – каждый из соперников имеет очень сильный рывок, а про Малышко мы этого утверждать не можем. Может ли включиться в борьбу на победу Пайффер? Может, но шансов, говоря откровенно, немного. Подозреваю что мужская команда Германии в очередной раз останется без медалей.

Таким образом, наша команда кажется мне самым вероятным победителем. Самые опасные соперники – Норвегия и Франция. Шведы и немцы – в том случае, если «довезут» хорошую позицию (не более 10–15 секунд отставания) до своих четвертых номеров.

Сегодняшняя эстафета – наш шанс обрести обновленную мужскую сборную. Гонка за которой мы будем наблюдать – шанс для ее участников (мы про нашу сборную говорим) в один день стать элитой мирового биатлона. Не знаю как вы, а я в них верю.



Спонсоры и партнёры

Титульные спонсоры
Спонсоры
Технические партнёры
Партнёры