«Спорт-Экспресса» Евгений Дзичковский специально для Biathlonrus.com разобрался, как же быть со старшим тренером женской сборной России. Ведь нет сейчас в российском биатлоне личности более обсуждаемой, чем Вольфганг Пихлер. Нет и темы, более горячей, чем его перспективы в сборной. «Пихлер — зло», — режут одни. «Пихлер — жертва обстоятельств», — твердят другие. Две этих мантры порой достигают высокой степени безумства, но ни первая, ни вторая абсолютно ни на что не влияют, за исключением, пожалуй, состояния болельщицких нервных систем.

"/> Суп имени Пихлера

Главные новости

Суп имени Пихлера

16/01/2013

Обозреватель «Спорт-Экспресса» Евгений Дзичковский специально для Biathlonrus.com разобрался, как же быть со старшим тренером женской сборной России.

Нет сейчас в российском биатлоне личности более обсуждаемой, чем Вольфганг Пихлер. Нет и темы, более горячей, чем его перспективы в сборной. «Пихлер — зло», — режут одни. «Пихлер — жертва обстоятельств», — твердят другие. Две этих мантры порой достигают высокой степени безумства, но ни первая, ни вторая абсолютно ни на что не влияют, за исключением, пожалуй, состояния болельщицких нервных систем.

Искренне верю, что каждый из нас глубоко разбирается в тонкостях биатлонной подготовки человеческих организмов, особенно женских, легко отличит аэробную работу от анаэробной и даст заезжему немцу сто очков вперед по части подсчета уровня лактата в момент перехода с гор на равнину. Это ж азы, нам ли не знать? Те самые, что вкупе с результатами позволяют выносить вердикт, хороший тренер Пихлер или плохой.

Но давайте все же видоизменим постановку вопроса. Для того, чтобы судить о вкусе супа, не обязательно быть поваром, все так. Однако и судить о поваре по супу не всегда правильно. Есть еще официанты, поставщики продуктов, хозяева ресторана — да мало ли кто и что способно испортить блюдо, которое кулинар готовит по давно испытанному рецепту?

В общем, вспомним минут на десять о презумпции невиновности и оценим полотно с другой, процедурно-технической стороны. Не «хороший или плохой?», а «убирать или оставлять?». Второе, черт возьми, важнее первого.

Нам ведь на самом деле до лампочки и сам Пихлер, и его квалификация. Идет дело в плюс — тренер продолжает работать, нет результата — давай, до свиданья. Может, он один идет в ногу, а мы все нет, — что это меняет? Не совпали биоритмы, не постиг загадочную русскую душу, пал жертвой интриг — какая разница? Повар обязан готовить, парикмахер стричь, плеймейкер пасовать. Нет еды, прически, паса — оставайся наедине со своими трудностями, жалуйся кому угодно. Сейчас вот только уточним, а дали ли тебе сковородки с кастрюлями, ножницы, мячик, наконец, — и пойдем в светлое будущее с другими профи. Их вон сколько повсюду, только позови.

А кстати, — сколько? Кем менять Пихлера прямо сейчас, если вдруг приспичит?

В России масса молодых специалистов с интересными идеями.  Но не думаю, что ответственные товарищи при назначении тренера будут исходить из его идей. Потому что, во-первых, при работе с Магдаленой Нойнер идеи нужны одни, а при работе с Агнешкой Циль или Алексеем Альмуковым — совсем другие. Следовательно, оценивать творческий потенциал будущего назначенца следует в тесной увязке с особенностями человеческого материала, с которым ему предстоит работать. Все это усложняет задачу раз в сто, поскольку женская биатлонная роща в России туманна и не слишком густа. Во-вторых, для подбора тренера по его концепции сами подбирающие должны быть приверженцами какого-то биатлонного учения. Да не просто какого-то, а правильного, способного дать результат!  

Поэтому скажем сами себе прямо: тренера взамен Пихлеру будут подбирать, если вообще будут, по регалиям, по достижениям, по опыту предыдущей работы, а не по новаторским идеям. Экспериментировать с молодыми биатлонными Песталоцци можно и нужно, но не в главной сборной и не в предолимпийский год. Что тут говорить, если в футболе, где всяк знаток и всяк с концепцией, в сборную позвали не ботана с учебником тактики под мышкой, а дорогущего Капелло! И правильно сделали. Кадр проверенный, мужик тертый, ребята хвалят. С этим, может, и не взлетим, но и не погибнем. 

Проверенные, тертые женские биатлонные тренеры, — где вы, ау?! Стройся в ряд на кастинг, на первый-второй рассчитайсь, сейчас на работу брать будем! Автора этого клича вмиг набежавшие тренеры, думаю, не затопчут. Если только иностранные, но и те из бывших. Действующие все при деле как будто.

Наши? Леониду Гурьеву предлагали — он не захотел оставлять свою творческую лабораторию в Тюмени. Александр Селифонов? Валерий Польховский? Анатолий Хованцев? Именитые спецы, ничего не скажу. Как раз с регалиями и опытом. Но кто из них смог бы ярко войти именно в эту, пихлеровскую сборную, и именно сейчас? Кто хотел бы, понятно. Вопрос, еще раз повторяю, — кто смог бы? Тут как раз другой коленкор вытанцовывается: сменщик окажется в беспроигрышной ситуации. «Что вы от меня хотите с такой командой? — скажет он и будет прав. — Не я набирал, не я готовил, не мои помощники, результата не гарантирую, в лучшем случае — на следующий год». 

Тогда зачем, спрашивается, дергать Пихлера? Он и есть тренер с регалиями, матерый и упрямый, как… упрямец. Брал на себя ответственность — пусть несет ее до конца. По крайней мере, до конца этого сезона.

Еще один аргумент в свою пользу приводил в интервью «СЭ» сам немец. И приводил справедливо, на мой взгляд. Если вокруг полно хороших российских тренеров и спортсменок, почему они тайно или явно не воссоединились у Пихлера за спиной, почему первые не подготовили вторых лучше, чем сам Пихлер? Вот тогда было бы наглядно: «Мы «взорвали» Кубок IBU, а ты, немец, — бездарь и пиарщик».

Разумеется, условия работы у тех тренеров и спортсменок отличались бы от пихлеровских. Но ростки, знаете ли, они и через асфальт могут, когда припрет.  Что ж никого не приперло до сих пор, включая опальных? Вроде как любовь к профессии и стремление доказать свою состоятельность Госдума пока не запретила.  

Есть, разумеется, и контраргументы. Антипихлеровские, так сказать, тезисы. Их много, и большинство верны, как учение Маркса. Приведу один, ранее, кажется, не звучавший. Отдельные результаты печальны, спору нет. Но, быть может, Пихлер затеял какую-то многолетнюю бодягу по поэтапному выращиванию сборной в своей склянке? Вдруг два сезона были неудачными, а на третий, — сочинский, — полетим?

Может, и полетим, биатлон — дело непредсказуемое. Но в многолетнюю программу немца верится с трудом. Я выводил самого Пихлера на эту тему. Тот стоял на своем: «Модель подготовки к Сочи-2014 будет такой же, как в этом году». Да и кому поэтапно расти, если нынешняя сборная в кадровом смысле колоссально отличается от прошлогодней? Тяни три года одних и тех же, это будет понятно. А разных — какой смысл, в чем многолетний эффект?

Короче, продолжаем ломать копья мнений о собственные головы. Увлекательное, нескучное занятие. Дающее, однако, пытливым кое-какое понимание и позволяющее сделать вывод: Пихлер, — не тотем, не фетиш и не жупел. Уволить его не сложней, чем Унаи Эмери, Доминика Стросс-Кана или Юрия Красножана. Нет никакого смысла орать немцу из-под воды, уже утонув: «Верю, отец!» Жизнь дороже, сборная милей, Олимпиада нужней. Но прежде чем выгнать Пихлера прямо сейчас, после конца сезона или никогда, необходимо иметь четкие ответы на два вопроса. Кто вместо — это первый. Второй — из кого станет варить суп следующий повар. 

Иначе снова будет невкусно. 



Спонсоры и партнёры

Титульные спонсоры
Спонсоры
Технические партнёры
Партнёры