Главные новости

Трудовые резервы

26/09/2011

Летний чемпионат России в Уфе уже перевалил за свой экватор, а первенство планеты в Нове Место и вовсе завершилось. Драматичный инцидент с Иваном Черезовым, произошедший в столице Башкортостана, и сверхуспешное выступление Дмитрия Ярошенко в Чехии подталкивают всех любителей биатлона к размышлениям о будущем мужской команды. Специальный корреспондент Biathlonrus.com Константин Бойцов порассуждал на тему дефицита кадров в мужской сборной.

Травма, полученная Иваном Черезовым в первый день летнего чемпионата страны, лишила мужскую сборную лидера — ребенку понятно, что после таких переломов в строй через 3–4 месяца если и возвращаются, то не в авангард. Появившийся на уфимском стадионе во второй соревновательный день Максим Чудов вкратце рассказал о том, как намерен залечивать запущенную травму спины и тоже не обещал скорого возвращения. Резюме — два трехкратных чемпиона мира покинули расположение сборной команды на неопределенный срок. Над тем как возместить эти кадровые потери старшему тренеру мужской команды Андрею Гербулову и главному тренеру сборных Валерию Польховскому предстоит поломать голову. Один из главных вопросов — вокруг кого теперь строить эстафетную гонку, которая во все времена является барометром состояния дел в команде? В минувшем сезоне этот барометр то и дело зашкаливало, однако итоговый «диагноз» (выступление на чемпионате мира) внушил оптимизм — потенциал у ребят имеется и нужен только твердый и требовательный руководитель, который вдохнет в эту «усталую роту» новую жизнь и поведет ее к новым победам. Руководителей назначили и… началось вдруг.

001F739BF8B4E6509AB0

В итоговых протоколах мужских индивидуальной и спринтерской гонок свыше 90 фамилий. Нет Черезова, нет Чудова, нет Максимова (межреберная невралгия — рассказал своим болельщикам сам спортсмен посредством «Твиттера»), нет Шипулина и Устюгова. Два последних на чемпионате мира — турнире, который по своему уровню хронически уступает стартам в Уфе — и результатами, откровенно говоря, не блеснули. То есть ни одного (!!!) участника наших последних статусных эстафет (бронзовой — олимпийской, и серебряной — чемпионата мира) сейчас на виду нет и составить более менее определенное представление о том, как они выглядят на общем фоне — простой болельщик не может. Скажем, тот факт, что в спринтерской гонке чемпионата мира Шипулин и Устюгов уступили победителю соответственно 1.12 и 1.56 - о чем может говорить? Приятно, конечно, что победителем этим является возвращающийся (после двухлетнего перерыва) к своим прежним кондициям Дмитрий Ярошенко. Конечно, мотивация у Ярошенко запредельная. Отправляясь на чемпионат мира, он прекрасно понимал, что путь назад в сборную лежит исключительно через пьедестал почета и притом через его верхнюю ступень — иначе не поверят. Возможно, к стартам в Нове Место готовился целенаправленно, отчасти презрев далекие виды на международный зимний сезон — туда прежде еще попади. Но ведь уступили Шипулин и Устюгов не одному только Ярошенко, но украинцу Александру Биланенко, болгарину Владимиру Илиеву, латышу Эдгарсу Пиксонсу и так далее. Фамилиям не слишком знаменитым, но готовящимся-то как раз к зиме. Впрочем, давайте сейчас не об этом.

Вернемся к вопросу о том, кому в новом сезоне играть «первую скрипку» нашего эстафетного квартета? В своем программном заявлении о насущных задачах Валерий Польховский продекларировал — «уйти от понятия золотой четверки и добиться того, чтобы на место в эстафете с одинаковыми основаниями претендовали 6–7 человек». Подход совершенно правильный — сам Польховский, работая с женской сборной этого правила придерживался неукоснительно. Правда, в тех командах были свои столпы — без которых трудно — Альбина Ахатова, Ольга Медведцева, Светлана Ишмуратова, позже Ольга Зайцева. Наличие в эстафете пары из вышеперечисленных фамилий было как бы гарантией «остроатакующего» биатлона — притом, что компанию им Валерий Николаевич мог назначить в весьма произвольном порядке.

У мужчин исторически все складывалось иначе. Коротким периодом, когда в нашей квадриге был надежный запасной — можно назвать зарю формирования той самой «золотой четверки» (Черезов-Ярошенко-Круглов-Чудов — хотя, думаю, большинство болельщиков обошлись бы и без напоминания). В сезоне 2006/2007 ее уверенно дополнял Сергей Рожков. Через год запасного не стало и не хочется называть по имени и фамилии беду, из-за которой это произошло. Во все прочие времена (на протяжении по крайней мере последних 15 лет) дефицит «твердых эстафетчиков» был едва ли не хроническим. Похоже, однако, что в грядущем сезоне наш болельщик имеет шанс ощутить это с особенной остротой. Потеря Черезова эту вероятность со всей отчетливостью подчеркнула — ведь с декабря 2005 года он лишь трижды не включался в состав эстафетных гонок уровня Кубка мира и выше (всего за этот срок они проводились 30 раз).

002509A8938F95330300

Итак, нет Черезова, и нет Чудова (давайте не будем вспоминать Максиму прошлый сезон, который он провел на фоне усугубляющихся болей в спине — в том сезоне вообще многое было вверх тормашками). На роль первой скрипки гипотетически может претендовать Устюгов, но эстафетный опыт олимпийского чемпиона пока не слишком богат и, увы, не слишком успешен — неудачи заметно преобладают в этих хрониках. Схожий расклад и с Антоном Шипулиным. Бронза Ванкувера и серебро Ханты-Мансийска — яркие вехи в послужном списке Антона, но имевшихся проблем на последнем круге они заслонять не должны. Преодолел ли Шипулин эти трудности (с помощью уже третьего в его короткой карьере тренерского тандема) — судить пока нельзя. Тем не менее именно вокруг Устюгова и Шипулина будет, по всей видимости строиться новый состав российской эстафеты — ведь опыт других еще более короток. Андрей Маковеев, Максим Максимов, Евгений Гараничев да Виктор Васильев — вот практически исчерпывающий список биатлонистов, имеющих драгоценный опыт, без которого никуда. Есть, конечно, отдельные «прецеденты» вроде Тарьея Бе, сумевшего с наскоку стать олимпийским чемпионом, но в компании Свендсена, Ханеволда и Бьорндалена у юного норвежца были все основания чувствовать себя уверенно.

Правда есть у Гербулова и Лопухова еще и «прикуп». Одну «карту» из этого прикупа тренеры точно знают — по крайней мере Дмитрий Ярошенко (единственный из участников «золотой четверки» способный к активным выступлениям в сезоне 2011/2012) активно сигнализирует им из Нове Место. Остальные варианты комбинации известны, полагаю, лишь самим специалистам, и обнародовать их они не станут — по крайней мере до ноября, когда в Бейтостолене будет назван состав на декабрьский блок.

Что такое кадровый аврал хорошо знают женские тренеры. Когда после Игр в Турине наша сборная осталась сразу без пяти олимпийских чемпионок Польховский начал активно экспериментировать — положение не оставляло выбора. К моменту возвращения в строй Медведцевой, Зайцевой и Ахатовой было «выковано» такое крепкое звено, как Светлана Слепцова. Не случись «форс-мажора» 2009 года — женская сборная располагала бы как минимум двумя практически равноценными командами (впрочем, и одной хватило чтобы взять золото чемпионата мира и Олимпиады). Ныне в аналогичном положении мужская сборная и момент активного созидания в ней тоже весьма возможен — часто ли перед дебютантами открывается такое количество вакансий?



Спонсоры и партнёры

Титульные спонсоры
Спонсоры
Технические партнёры
Партнёры