Главные новости

Уйти, чтобы вернуться

26/05/2011

Ольга Зайцева во всеуслышание объявила о решении продолжить карьеру до домашней Олимпиады. Болельщики выдохнули, biathlonrus.com — тоже. По горячим следам наш обозреватель Константин Бойцов вспоминает Зайцеву образца 2002–го года, стихи Заболоцкого, поступательное движение Ольги к лидерству в сборной и приводит примеры вернувшихся в спорт чемпионов.

С момента громкого заявления двукратной олимпийской чемпионки Ольги Зайцевой об окончании спортивной карьеры(в прямом телевизионном эфире — сразу по окончании эстафеты на чемпионате мира в Ханты-Мансийске) прошло два с половиной месяца. За это время москвичка успела пробежать две гонки на заключительном кубковом этапе, да поучаствовать в биатлон-шоу в Москве и на Камчатке. Все это на фоне«вот отбегаю и всем до свидания». Та речь Ольги выглядела так убедительно, что даже обещания руководства СБР«еще раз поговорить с Зайцевой» публику не вдохновляли. Слишком уж категорично было заявлено. Даже включение Ольги в списки сборников для централизованной подготовки не убеждало. Да и почему вдруг должно было убедить? С одной стороны какие-то там предварительные списки, с другой — жесткое зайцевское«работать в таком коллективе больше не хочу».

Весна в этом году поздняя — природа по настоящему пробудилась лишь к началу мая. Надежды на то, что Зайцева, быть может, ушла не совсем, стали пробуждаться сообразно природе — в эти же сроки. Официально возглавивший в конце апреля тренерский штаб Валерий Польховский совершенно недвусмысленно дал понять, что на Ольгу рассчитывает. Представленный широкой публике вместе с тренером женской команды Вольфгангом Пихлером в начале мая Польховский сразу после пресс-конференции отправился к Зайцевой для индивидуальной беседы. Учитывая, что отправился он в компании Сергея Кущенко и все того же Пихлера, этот ход вовсе не походил на«визит вежливости». Тем более что Польховского Ольга знает в буквальном смысле с момента дебюта в сборной.

2002 год. Пробежавшая в олимпийском Солт-Лейке одну единственную индивидуальную гонку, Зайцева беззаботно улыбается с крыльца«Русского биатлонного дома». Куртка сидит мешковато, аккредитация висит на груди словно медаль для победительницы«Ижевской винтовки», ей здесь все еще в новинку, все удивительно и радостно. Как у Заболоцкого в«Детстве»:

….И в этом чистом взоре

Отображен весь мир до самого конца.

Он, этот дивный мир, поистине впервые

Очаровал ее, как чудо из чудес,

И в глубь души ее, как спутники живые,

Вошли и этот дом, и этот сад, и лес…

— Тогда все казалось легче, — вспоминает Ольга, уже после официальной пресс-конференции. — Молодой задор, желание всем все доказать, всего добиться, все увидеть и всех обогнать…

Ее глаза и теперь горят все тем же азартом и озорством, да и умения всего добиваться и всех обгонять с тех пор, кажется, только прибавилось. Прибавилось, правда, и проблем, и травм, и«тягостных сомнений». Свою очередную весну(день рождения двукратной олимпийской чемпионки, напомню, 16 мая) Зайцева встретила …в больнице с серьезной травмой плечевого сустава.

— Врач без всяких экивоков сказал прямо — обычных людей с такими травмами кладут на операционный стол. Со мной, как с профессиональной спортсменкой, решил попробовать ограничиться терапевтическими мерами, процедурами всякими… Только вот при выписке настоятельно рекомендовал 5–6 недель плечо беречь и нагрузкам его не подвергать.

Болельщик, когда в новом сезоне будешь наблюдать за тем как Ольга Зайцева, догоняя секунды на финишном круге«ломит» в крутой подъем, отчаянно толкаясь палками на каждый шаг, вспомни эти слова московского хирурга.

Словом, Кущенко, Польховский и Пихлер застали лидера российского биатлона на больничной койке, а пауза с возвращением… О, эта пауза переросла уже масштабы«качаловской» и начала откровенно пугать. Команда на Кипре стонет(если верить телесюжетам) от нагрузок Пихлера, а номинальный лидер команды еще только-только собирается официально заявить — продолжит она карьеру или нет.

— Нагрузки страшные…? — пожимает Зайцева плечами, отвечая на один из вопросов о новых тренерах. — Мне кажется, для старшего поколения спортсменок, для тех с кем успела поработать я, в предлагаемых объемах и упражнениях нет ничего запредельного. Я хорошо себе представляю — какими могут быть нагрузки на предсезонных сборах, и пока то, что мне рассказывают о тренировках Пихлера, меня нисколько не пугает.

Ольга и в самом деле слишком хорошо себе представляет — как надо работать, чтобы достичь некоего серьезного уровня. Придя в сборную в 2002, Зайцева меньше чем через год одержала свою первую личную победу на кубковых стартах. Первого же успеха на чемпионате мира пришлось ждать долгих три года. То есть — не ждать, а«работать, работать и работать»(поколение Зайцевой программный лозунг Пихлера взяло на вооружение уже давно). Неудачные чемпионаты мира в 2003 и 2004 годах, сетования тренеров на то, что Ольга слишком форсирует форму к началу сезона(именно тогда к ней приклеился ярлык«декабристка») и тренировки-тренировки-тренировки. В биатлоне нет эталонных замеров скорости, поэтому попробую проиллюстрировать работу Зайцевой статистикой стрельбы. Итак:

Сезон 2002/2003 — 81/83 (% попаданий лежа/стоя)

2003/2004 — 85/81

2004/2005 — 85/84

2005/2006 — 86/86

Каждое продвижение вперед на 1–2 процента — каждодневный«настрел»: на разных пульсовых показателях, в дуэльной стрельбе и стрельбе скоростной, на стрельбище и на«Скате», под солнцем, в дождь, в ветер и в мороз. В 2005 году Зайцева впервые стала чемпионкой мира и завоевала малый Кубок мира в масс-старте. 2006 год принес Ольге первое олимпийское золото.

— Есть мнение, что«богатым стать трудно, а быть легко, зато бедным стать легко, но быть трудно». Что сложнее в спорте — три-четыре года идти к вершине или не снижать впоследствии планку?

— Держать труднее. Когда пробиваешься в команду, пытаешься в ней закрепиться, потом — не затеряться в больших гонках. Никто ведь от тебя сразу многого не ждет. Ну, то есть надеются, но без перегибов. Зато уж как поднялся наверх — тут уж только держись. Конечно, когда я говорила в Ханты-Мансийске в камеру, что«все — ухожу», я говорила все это на эмоциях. Говорила, не думая даже, что с той стороны экрана масса зрителей, и что на следующий день каждое мое слово будет обсуждаться и пересказываться. Но ведь мне на самом деле было обидно. Два года подряд я тащу на себе(хочу я этого или не хочу) роль лидера. Два золота чемпионата мира в 2009–м, две олимпийские медали в Ванкувере, призовые места и даже победы в сезоне 2010/2011… Все идет к тому, что на чемпионате мира я смогу показать неплохой результат. И вот — четвертое место в спринте, шестое в масс-старте… Плохо?

Я раньше приезжала в Ханты-Мансийск в приподнятом настроении, потому что знала — как бы мы не выступили, публика будет поддерживать нас и передавать какую-то положительную энергию. И вдруг я чувствую какое-то напряжение, неприятие даже… Возможно, все это только казалось, но климат этих дней и в самом деле был непростым… А тут еще комментарии, реплики. Изолироваться от них бесполезно — все равно дойдут. Можно постараться не обращать внимания, но не получается — очень хочется поддержки, а тут… Ну я и не выдержала. Хотя о том, что стоит, может быть, уйти, я думала и раньше — редкий спортсмен не размышляет хоть изредка о завершении карьеры после 3–4 лет выступлений. Я ушла в изоляцию, не тренировалась, отдыхала, общалась с родными и знакомыми…

— Оксана, — спрашиваю я ее сестру и тренера Оксану Рочеву, — вас ведь наверняка чаще тревожили расспросами«ну что там?»,«когда?»,«вернется?». Насколько велико было напряжение на момент заявления об уходе и во все время«паузы»?

— Напряжение было, конечно, очень заметным. Меня спрашивали, быть может, даже торопили«ну ты поговори…». Но я хорошо знаю Ольгу. Я понимала — она должна решить сама и помогать ей в этом решении не надо. Если решит уйти, — она заслужила того, чтобы этот шаг поняли. Если решит остаться, — значит, придется срочно догонять ушедший поезд, согласовывать немало организационных проблем, много о чем договариваться. Но она ведь и это заслужила.

За много лет ее карьеры в сборной мы, кажется, нашли подходящий для нее график подготовки. И именно эта схема давала хорошие результаты. Говоря о перспективе подключения к сборной, мы отдельно обсуждали пункт об индивидуальном графике, чтобы весь июль, например, работать на равнине, а весь август — на высоте. К тому же у нее маленький сын, он расстраивается, когда мама надолго уезжает. Вот даже сегодня, когда мы собирались на пресс-конференцию, пришлось отдельно объяснять ему, что мама ненадолго и скоро вернется…

В это самое время сама Ольга, воспользовавшись паузой, говорит с собственной мамой, расспрашивая — как там Санька.

— Аллергия у него что ли — понять не можем, — вздыхает Зайцева, возвращаясь к нам. — Буквально в выходные были на природе, отлично себя чувствовал. А сегодня вдруг расклеился… Я стараюсь по максимуму проводить с ним время, брать на летние сборы, например. Очень приятно, что в этом моменте с СБР у нас полное взаимопонимание.

— Однако когда вы заявляли об уходе, то говорили, что«работать с этой командой больше не хотите»… Что-то изменилось?

— Дело даже не в том, что и насколько изменилось. Я не люблю коллекционировать обиды. Будет это обида на тренера или, например, телеканал — не важно. Мое мнение не совпало с мнением тренера или, например, еще чьим-то — это рабочий момент. Нельзя бесконечно выяснять отношения. Это отнимает силы, которых может не хватить на соревнованиях. У меня есть здоровье, желание тренироваться и выступать, меня устраивают условия работы, я продолжаю делать свое дело. В конце концов, надо находить компромисс — приемлемый для всех заинтересованных лиц вариант.

К тому же я считаю себя ответственным человеком и понимаю, что лидер команды не должен вот так вдруг взять все и бросить. На лидера, на ветерана смотрят молодые. Их поведение, отношение к делу, само присутствие дает новичкам правильный ориентир, добавляет уверенность. Так было, когда мы с Аней Богалий только появились в сборной. Тогда лидерами были Галина Куклева, Ольга Медведцева. Не знаю, кто как, но когда после Ванкувера Ольга Медведцева ушла, я очень остро почувствовала ее отсутствие. При том, что она в последние годы тоже тренировалась по большей части индивидуально и виделись мы с ней не круглые сутки. Наверное, подумав о том, как будут ощущать мой уход молодые спортсмены(и не просто уход, а тот — каким именно он получился), я серьезно задумалась о своевременности и обдуманности решения.

— Но ведь немало, наверняка, веских аргументов и на другой чаше весов. Прессинг, покоренные вершины, дом и семья, возможность реализовать себя в чем-то еще….

— Альтернатив, конечно, немало. Но я подумала… Наверное, лучше чем бегать на лыжах и стрелять я пока ничего не смогу. Рассматривался вариант — заняться воспитанием ребенка, родить второго. Но, наверное, я еще не все в биатлоне сделала, что хотела. А прессинг… Я много думала об этом и с сестрой по этому поводу говорили тоже. Видимо, в России по-другому умеют немногие. У нас и целуют и бьют — все наотмашь. Повлиять на это я не в силах, надо как-то научиться с этим жить.

Телефон Ольги все чаще напоминает о себе. Беспокоят и Оксану. Тренер женской сборной Павел Ростовцев, с которым тандем Зайцева-Рочева успел поработать еще в бытность Павла Александровича действующим спортсменом(первую медаль чемпионата мира Ольга завоевала как раз в тот год, когда Ростовцев — свою последнюю), именно в этот день находится на известном всем болельщикам заводе Anschutz. Как не воспользоваться оказией, чтобы не попросить о новом затворе для винтовки…

С момента, когда двукратная олимпийская чемпионка произнесла«я подумала, отдохнула, поговорила с родственниками… в общем, решила продолжить карьеру до 2014 года», прошло меньше часа, но жизнь Зайцевой уже совсем вошла в привычный тренировочно-соревновательный график. График, где дни расписаны по квадратикам расписания тренировок(там зеленый цвет, там желтый, там красный — по характеру нагрузок), а колесики сложившегося механизма давно притерлись друг к другу, и, кажется, уже«заскучали» без настоящего дела.

В 1998 году, попробовавший себя и в биатлоне, и в лыжных гонках Сергей Чепиков, ушел из спорта, а в 2001 году вернулся назад в биатлон, чтобы выиграть еще одну олимпийскую медаль и золото чемпионата мира.

В 2006 Ольга Медведцева, получив двухлетнюю дисквалификацию, многократно повторила —«Я не вернусь». Потом, уже работая на красноярском телевидении, нянчась со вторым ребенком, повторила«для особо одаренных», что не вернется. В октябре 2007 она вышла на первую тренировку, в марте 2009 завоевала золото чемпионата мира, а год спустя поднялась на высшую олимпийскую ступень пьедестала в составе эстафетного квартета.

Видимо, уходить, чтобы вернуться, спортсменам вовсе не противопоказано(могу еще о нынешнем чемпионе мира,бобслеисте Александре Зубкове напомнить). Тенденция-то, воодушевляющая.



Спонсоры и партнёры

Титульные спонсоры
Спонсоры
Технические партнёры
Партнёры