Главные новости

Старатель. Умер удивительный Владимир Михайлович Путров

25/10/2022
Владимир Михайлович Путров умер во сне. Ложился и вставал он поздно – если дело не касалось стартов или выезда в очередной вояж по нескончаемым биатлонным делам. Его единственная на всю жизнь жена Лидия Михайловна не сразу поняла, что муж уснул навечно… Вся его жизнь, если вдуматься, – есть удивительный сон, события и сюжет которого вряд ли кто-то когда сможет повторить хотя бы в общих чертах.

Не имея никакого специального тренерского образования, Владимир Михайлович в 40 лет (в 1978 году) рискнул окунуться с головой в стихию, где на тот момент погоду делали сплошь великие (перечислять не стану – и места много займет, да и не о них нынче речь). Каждый из этих великих вел не по одному десятку перспективных и полных сил спортсменов, каждый имел за плечами много лет серьезной работы и основательную академическую подготовку. И вдруг некий управленец, зампредседателя Тюменского областного совета «Динамо» (это сейчас Тюмень один из ведущих биатлонных центров, а в 70-х там и стрельбища-то нормального не было) решает, что у него на глазах подрастают гении, гениев никто не способен ни оценить, ни даже заметить, и что с этим надо срочно что-то делать. Как бы в наши дни назвали такого человека? «Диванным специалистом» – в лучшем случае. В те годы таких прозвищ не было, но «молодого тренера» Путрова как только не называли. Тем более что ни внешностью ни манерами он канонам тогдашних лет никак не соответствовал.

Вообразите сами, вчерашний чиновник приезжает вдруг в столицу Урала, суровый Свердловск, где только-только (к Зимней Спартакиаде народов СССР) построился современный, по меркам времени, биатлонный комплекс и предлагает срочно устроить туда паренька (еще даже не юниора) из Ханты-Мансийка (в современной системе биатлонных координат – какой-нибудь Хабаровск или Якутия) – притом что в юниорских календарях тогдашних первенств Союза каждому перспективному еще два десятка в спину дышало и никто из них против свердловской прописки ничего не имел. Авантюрист? Однако уже через 4 года (1982) в Раубичах Юрий Кашкаров становится чемпионом мира среди юниоров, еще через год в Антхольце он уже чемпион мира среди юниоров в спринте и в составе взрослой четверки, спустя 6 лет возвращает сборной СССР мировое золото в эстафете. В 84 году Кашкаров уже Олимпийский чемпион – уроженец города, который тогда только нефтяники на карте и могли найти!

За шесть лет Путров вырастает из рядового спортивного клерка в заслуженного тренера. Жизнь удалась? Многие бы, возможно, так и посчитали, но Владимир Михайлович уже обивал пороги свердловских кабинетов, убеждая – а вот, смотрите из Тобольска… Попов, а вот еще Женя Редькин… Тут надо понимать, что время на дворе было иное, счет деньгам вели строгий и вербовать десятки юных талантов (авось кто-то выстрелит) уральское начальство было не готово – потому каждое предложение, как выразились бы сейчас, биатлон-менеджера рассматривалось только что не в микроскоп… Но Владимир Михайлович, кажется, обладал каким-то уникальным внутренним зрением и знанием – как из руды извлечь алмаз, и как после превратить его в драгоценный бриллиант. Возможно, рамки некролога, не слишком подходящее место, но у Путрова выходило как в анекдоте
– Если человек упал с колокольни и остался жив – что это?
– Это чудо.
– А если он второй раз упал с колокольни и тоже остался жив – это что?
– Это великое чудо.
– А если и в третий раз…?
– Это уже привычка.

Вот такой вот удивительной привычки и был Владимир Михайлович. Эти «чудеса», конечно, не падали с колоколен – за ними стояла кипучая деятельность, неутомимая натура, казавшегося необычным, человека в кепи, с, претензией на эстетство, шейным платком, ботиночками на тонкой подошве… Всем кто «не понял с трех раз» он еще раз доказал свой дар – уже в новое время, на примере Антона Шипулина. Антон в 2006-2008 году еще казался одним из многих (фамилий тех, кто обгонял его тогда на юношеских стартах сейчас многие не вспомнят), но Путров верил и всем рассказывал – растет звезда… и опять не ошибся. Особенно это контрастирует с судьбой сестры Антона. Может, найдись в нашем женском биатлоне вот такой же Путров – золото трех Олимпиад…

Владимиру Михайловичу и после 2014 года не сиделось дома. До 80 лет он легко проезжал за рулем по 500-600 км за день, просматривал за сезон сотни стартов новых, как он искренне верил, Кашкаровых-Редькиных-Шипулиных… Жил биатлоном, вел активную переписку. Вот его совсем недавнее поздравление коллеге по цеху и другу – Валерию Полльховскому:

У нас нет клятвы Гипократа,
Присяги службе тоже нет.
Мы не врачи и не солдаты,
Спортивный зал – наш кабинет.
Мы, как в театре здесь играем
Десятки, тысячи ролей.
Мы учим, лечим, воплощаем
"Вагон" несбыточных идей.
Мы любим, спорим, вдохновляем,
Мы – скульпторы, из маленьких детей,
Как Андерсен из гадкого утёнка,
Мы лепим белых лебедей.
И нет чинов, и нет медалей,
Не в этом главное, а в том,
Чтоб тренеров не забывали
Те лебеди, что созданы трудом.

Так вот и прожил свою блестящую жизнь. С этим и заснул навечно… Спи спокойно дорогой наш Владимир Михайлович.

Автор: Константин Бойцов

Спонсоры и партнёры

Титульные спонсоры
Спонсоры
Технические партнёры
Партнёры